Социальная безопасность военнослужащих

Правовые основы социальной защищенности военнослужащих и членов их семей

Социальная безопасность военнослужащих

Согласно ст. 3, п. 2 закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита (ст. 3, п. 3) уволенных с военной службы и членов их семей согласно закону также является функцией государства и предусматривает:

– реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

– совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

– охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

К лицам, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, предусмотренных настоящим федеральным законом, федеральными конституционными законами, феде­ральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 п. 5), относятся:

– военнослужащие и члены их семей;

– граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств, и члены их семей;

– граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск, войск гражданской обороны, органов и войск государственной безопасности, других воинских формирований СССР, и члены их семей.

К членам семей указанных лиц закон относит:

– супруга(супругу);

– несовершеннолетних детей;

– детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

– детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных уч­реждениях по очной форме обучения;

– лиц, находящихся на иждивении у военнослужащих.

В ст. 2, п. 8 закона закреплены гарантии социальной защиты военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных странах.

Установлено, что за указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Закон гарантирует защиту чести и достоинства военнослужащих. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными законами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации.

Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания с содержанием на гауптвахте, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

В качестве дополнительной гарантии защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих (ст. 5, п. 3) вводится норма, согласно которой о задержании военнослужащих вне расположения воинской части, где они проходят военную службу, должны немедленно уведомляться органы военного управления и органы военной прокуратуры.

Закон предоставляет военнослужащим право на свободу передвижения и выбор места жительства.

Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, а при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве.

Статья 7 закрепляет право на свободу слова. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.

Статья 7, п. 3, устраняет ограничение на участие военнослужащих в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (в свободное от исполнения обязанностей военной службы время, мирно, без оружия), проводимых вне территории воинской части.

Статья 8 закрепляет право военнослужащих на свободу совести и вероисповедания. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. В ст. 8, п. 5, определено, что религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Статья 9 закрепляет право военнослужащих на участие в управлении делами государства и общественными объединениями. Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдумах, а также в других формах осуществления самоуправления.

Статья 9, п. 2, закрепляет право на создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих в соответствии с федеральным законом.

Право на труд (ст. 10):

Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

Установлено, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Время нахождения на военной службе:

– по контракту засчитывается в общий трудовой стаж — один день службы за один день работы;

– по призыву, в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Феде­рации, — один день военной службы за два дня работы.

Закреплено положение о том, что время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Введены дополнительные гарантии защиты трудовых прав членов семей военнослужащих. Супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитывается весь период проживания с супругами до 1992 г.

вне зависимости от мест дислокации воинских частей, а также период, когда супруги военнослужащих были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если, по заключению учреждения здравоохранения, их дети нуждались в постороннем уходе.

Указанные периоды не прерывают трудовой стаж, необходимый для получения пособий по социальному страхованию.

Существенно расширен и конкретизирован перечень видов деятельности, в которых запрещено участвовать военнослужащим.

Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Служебное время и право на отдых(ст. 10)

Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Дни отдыха предоставляются в выходные и праздничные дни:

по призыву — не менее одних суток отдыха еженедельно;

по контракту — не менее одних суток еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При невозможности предоставить данную компенсацию время переработки суммируется и предоставляется в виде дополнительных суток отдыха, которые по желанию военнослужащего могут быть присоединены к основному отпуску.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск (военнослужащим, общая выслуга которых менее 10 лет, — 30 суток).

Настоящим законом расширены основания, по которым военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам до 10 суток:

– в случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) отца, матери, супруга;

– в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо (по решению командира воинской части).

Законодательно закреплено право супругов военнослужащих на получение по месту их работы отпуска одновременно с отпуском военнослужащих.

При этом продолжительность отпусков супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих.

Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы.

Источник: https://studopedia.ru/9_68875_pravovie-osnovi-sotsialnoy-zashchishchennosti-voennosluzhashchih-i-chlenov-ih-semey.html

Проблемы социальной защиты военнослужащих

Социальная безопасность военнослужащих

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблемы социальной защиты военнослужащих Бобриков А.А. Email: Bobrikov697@scientifictext.ru

Бобриков Артур Анатольевич – магистрант, кафедра теории и истории российского и зарубежного права, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток

Аннотация: статья посвящена исследованию особенностей пенсионного обеспечения военнослужащих, особое внимание уделено анализу пенсий за выслугу лет, проведено сравнение таких пенсий, назначенных военнослужащим и федеральным государственным гражданским служащим.

Автор придерживается мнения о том, что одним из важнейших юридических фактов возникновения большинства правоотношений в сфере социально-правового обеспечения военнослужащих является наличие динамически развивающейся и дополняющейся законодательной базы, которая своевременно реагирует на актуальные проблемы в сфере военного обеспечения.

Ключевые слова: социальная защита, социальное обеспечение, военнослужащие, военная реформа, социальная помощь, социальная работа, социальная поддержка.

PROBLEMS OF ACCOUNTING FOR PUBLIC OPINION BY THE

EXECUTIVE Bobrikov A.A.

Bobrikov Artur Anatolyevich – Master's Student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF RUSSIAN AND FOREIGN LAW, VLADIVOSTOK STATE UNIVERSITY ECONOMY AND SERVICE, VLADIVOSTOK

Abstract: the article is devoted to the study of the features of pension provision for military personnel, special attention is paid to the analysis of pensions for seniority, a comparison is made of such pensions assigned to military personnel and federal state civil servants.

The author believes that one of the most important legal facts of the emergence of most legal relations in the field of social and legal support of military personnel is the presence of a dynamically developing and supplemented legislative framework that responds in a timely manner to urgent problems in the field of military support.

Keywords: social protection, social security, military personnel, military reform, social assistance, social work, social support.

УДК 331.225.3

Пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышеными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверенными в том, что и после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость.

По сути, достойное пенсионное обеспечение – один из важнейших аспектов привлекательности военносй службы, который влияет на комплектование кадрового состава соответствующих силовых структур государства, где официально предусмотрена такая служба.

В силу же особой значимости этих струтур в жизни общества и государства, можно утверждать что от них зависит военная, а значит и национальтная безопасность Российской Федерации в целом.

Поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит в конечном итоге и решение вопроса обеспечения безопасности страны и общественной жизни.

Представляется, что в силу особого характера военной службы, военная пенсия, в том числе и пенсия за выслугу лет, должна трактоваться не только как компенсация

потери утраченного заработка военнослужащего, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью, жизни, а также всех тягот и лишений военной службы , повышенного риска, гибели, потери здоровья, ограничений общепризнанных прав и свобод, предусмотренным хаконодательством.

Вопрос назначения и выплаты пенсий военнослужащим и членам их семей, взыскания с них излишне выплаченных сумм пенсий и пособий допускается вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных управлений Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службой безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В России существует много проблем пенсионного обеспечения военнослужащих, но большинство из них незначительны. Основная проблема заключается в том, что сегодня уровень военных пенсий снизился и практически равен уровню пенсий по старости для гражданских лиц.

В соответствии с действующим законодательством размер пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что за последние три года уровень оплаты труда военнослужащих существенно изменился, но он изменился в связи с введением надбавок, влияющих на размер пенсий.

В результате зарплата повышается, а уровень пенсий для военнослужащих остается на прежнем уровне. В то же время наблюдается рост гражданских пенсий, которые почти обогнали уровень военных пенсий, которые всегда считались льготными.

Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие выходят на пенсию в экономически активном возрасте (30 – 40 лет), но отсутствие у них гражданского опыта и опыта работы по гражданской специальности не позволяет им найти достойную оплачиваемую работу.

В результате пенсия становится основным источником дохода для пенсионера, в то время как многие имеют на иждивении детей. Даже если им удается устроиться на работу, большая часть этой работы связана с охранной деятельностью и является низкооплачиваемой.

Правительство приняло решение о внесении изменений в законодательство, внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы оплаты труда и питания военнослужащих и работников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которые устранили правовые основания для выплаты либо учитываемых при расчете пенсий денежных компенсаций вместо продовольственных пайков продовольственных и денежных компенсаций соответственно. Теперь стоимость продовольственных пайков не включается в денежное довольствие, учитываемое при расчете пенсий, а сохраняется в денежном выражении путем включения ее в оклад по воинскому (специальному) званию.

Пенсии военнослужащих и приравненных к ним категорий граждан оставлены без внимания, поскольку в тот момент, когда встал вопрос о пенсионной реформе, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих была четко не обозначена и уровень военных пенсий в два-три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Сейчас ситуация кардинально меняется, и так называемые гражданские пенсии догоняют по своему уровню военные пенсии. Я считаю, что этого допускать нельзя, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Таким образом, гарантированное социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном счете, способствует решению вопросов укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами.

От решения этой задачи во многом зависят успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие вооруженных сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Список литературы /References

1. Молчанова Е.В. К вопросу совершенствования пенсионного обеспечения пожилых граждан. / Современное общество, образование и наука: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов. эл. журнал «Научный альманах». № 9 (11), 2015. С. 1377-1380.

2. Молчанова Е.В. Проблемы планирования трудовых ресурсов организации. / В сборнике: Проблемы внедрения результатов инновационных разработок. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016. С. 201-203.

3. Молчанова Е.В. Специфика трансформации культуры управления человеческими ресурсами. / В сборнике: Актуальные научные исследования в условиях вызовов XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции, 2016. С. 54-55.

4. Молчанова Е.В. Сфера пенсионного обеспечения: определение векторов коррекции и развития. Символ науки, 2016. № 5-3 (17). С. 155-157.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-zaschity-voennosluzhaschih

Военно-социальная безопасность

Социальная безопасность военнослужащих

Воинским трудом, как известно, не создаются материальные блага, которые могут быть перераспределены между нуждающимися членами общества в соответствии с требованиями социального государства. Однако это отнюдь не означает, что военнослужащие не являются субъектами социальной деятельности.

Воинским трудом создается специфический продукт — внутренняя и внешняя военная безопасность государства, без которой не может нормально функционировать ни одно общество. Эта важнейшая с точки зрения ее предназначения сторона воинской деятельности была отмечена еще в XIX в. известным немецким ученым Л.

фон Штейном, который писал: «Ценность войска заключается не в том, что оно производит, а в том, что оно доставляет защиту и безопасность всему производимому» .

Одной из проблем обеспечения военной безопасности государства является решение вопроса соответствия уровня социального обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности и ресурсным возможностям государства.

Усилению негативных тенденций в данной области способствует затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы.

На современном этапе это проявляется в низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Обострение социальных проблем в обществе и в Вооруженных Силах отрицательно сказывается на состоянии воинской дисциплины и правопорядка среди военнослужащих. Профессор О.В.

Дамаскин выделяет в этой связи следующие негативные факторы, влияющие на правовое поведение военнослужащих и обеспечение военной безопасности государства: сокращение укомплектованности воинских частей, резкое снижение общеобразовательного уровня призывного контингента, падение престижа военной службы, ухудшение материально-бытовых условий военнослужащих, утрата значительной части стимулов к военной службе, недостаточно четкое нормативно-правовое регулирование порядка несения службы, взаимоотношений, прав и ответственности военнослужащих .

В связи с вышеизложенным можно выделить один из основных видов военной безопасности — военно-социальную безопасность.

По мнению автора, под военно-социальной безопасностью понимается состояние защищенности профессиональных, духовных, морально-психологических, интеллектуальных и иных ценностей и качеств личности и общественных групп, входящих в военную организацию государства, способное противостоять угрозам в военной сфере под воздействием человеческого фактора.

Производными военно-социальной безопасности являются: военно-профессиональная безопасность, безопасность военной службы, духовная безопасность, психологическая безопасность, информационная безопасность и другие виды безопасности, связанные с человеческим фактором.

Военно-профессиональный компонент военной безопасности — это деятельность субъектов военной безопасности, направленная на обеспечение и укрепление военной безопасности путем подготовки военных кадров, способных реализовать ее требования на практике.

Для решения указанной задачи предназначена система военного образования в Российской Федерации.

Она служит для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Как отмечается в федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г.

№ 352, за последнее десятилетие положение в подготовке офицерских кадров коренным образом изменилось. Порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 г.

, законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военно-учебного заведения.

Это не компенсирует затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые в несколько раз превышают расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. Одновременно существенно расширен перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы.

Указанные факторы, а также снижение с 1990 по 2001 гг.

уровня материальной обеспеченности военнослужащих привели к тому, что количество офицеров, ежегодно увольняемых с военной службы, стало значительно превышать количество офицеров — выпускников военно-учебных заведений.

При существующих масштабах досрочного увольнения офицеров военно-учебные заведения будут не в состоянии полностью обеспечивать потребности в них Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношениях.

Вместе с тем военно-профессиональная безопасность как составная часть военной и военно-социальной безопасности характеризуется не только степенью подготовленности военных кадров к своей профессиональной деятельности, но и их готовностью к выполнению возложенных боевых задач. Указанная готовность к выполнению боевых задач характеризуется такими категориями, как боевая готовность и боеспособность войск и сил флота.

Источник: http://www.bibliotekar.ru/3-1-13-voennoe-pravo/45.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.