Случаи обязательного экологического страхования

Экологическое страхование доступно не каждому страховщику

Случаи обязательного экологического страхования

— Одна из обсуждаемых тем в России сейчас — это потенциальное расширение добычи нефти на шельфе Арктики. Стоит ли компаниям уже сейчас задуматься о выделении бюджета на страхование экологических рисков?

— Стоит закладывать, безусловно. Экологические риски, прежде всего, связаны с технологиями, которые там могут использоваться. Это может быть, например, гидравлический разрыв пласта, который потенциально увеличивает вероятность и степень риска. Вдобавок к этому в силу климатических условий достаточно сложно осуществлять ликвидацию экологических последствий в этих районах.

Предприятия нефти и газа, в принципе, страхуют свою ответственность, в частности те, которые осуществляют бурение на шельфе, в том числе Арктики. Это одни из немногих компаний, которые, имея достаточно серьезные экологические риски, заботятся о страховании.

— Насколько расходятся подходы к страхованию экологических рисков в России и за рубежом?

— Развитие рынка экологического страхования зависит от законодательства в конкретной стране, а именно — режима ответственности и механизма возмещения вреда окружающей среде. И вот здесь мы принципиально отличаемся от стран Западной Европы и от США.

Первое отличие состоит в том, что у нас за причинение вреда окружающей среде превалирует принцип денежной компенсации. То есть виновники, загрязнители окружающей среды, просто оплачивают экологический ущерб по таксам и методикам, предусмотренным государством.

В Европе виновники восстанавливают окружающую среду со всеми вытекающими последствиями — они не платят денежные компенсации, какую-то конкретную сумму за погибшее животное, а восстанавливают всю экосистему. Причем если они не могут восстановить экосистему в данном конкретном месте, то обязаны сделать это в каком-то другом.

Восстановление окружающей среды предполагает достаточно продолжительные и сложные работы: расходы на расчистку, отбор проб, постоянный мониторинг, ликвидация ущерба биоразнообразию. Все это может занять не один, не два года, даже не десять лет, а намного больше.

Если бы у нас в стране сейчас был введен режим ответственности по натуральному восстановлению окружающей среды, все бы поняли масштаб расходов и компенсаций, которые они вынуждены были бы понести.

— А если компания не может этим заниматься?

— Второе отличие как раз заключается в том, что за рубежом компетентные органы имеют право в случае злостного уклонения от расходов на расчистку и ликвидацию последствий аварии осуществить своими силами ликвидацию и затем выставить счет на компенсацию расходов виновнику. Такого у нас тоже нет. Я думаю, что если бы такая норма была внесена в закон, то стимулов для страхования было бы гораздо больше.

Третий аспект, характерный для западного законодательства, — это обязанность информировать компетентные органы в случае не только уже состоявшегося фактического вреда окружающей среде, но и когда появляется так называемая неминуемая угроза причинения вреда. То есть проинформировать уже на стадии, когда есть какие-то обстоятельства, которые могут привести к загрязнению окружающей среды. Если они этого не делают, то несут ответственность и за это.

Понимая, какой режим ответственности предусмотрен законодательством и какие последствия это может повлечь, все хозяйствующие субъекты предпочитают страховать свою ответственность за вред окружающей среде на добровольной основе. В некоторых странах предусмотрено обязательное страхование, но речь идет о небольших лимитах и очень ограниченном по объему страховом покрытии.

Надо понимать, что экологический риск возникает нечасто, но обладает большой масштабностью ущерба. С этой точки зрения, конечно, необходимы достаточно большие средства. И поэтому созданный на предприятии компенсационный фонд не позволит справиться с крупными убытками или авариями большого масштаба.

— То есть в России экологического страхования как такового нет?

— У нас есть статья 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая дает определение экологическому страхованию. Но дальше этого закон не идет. Комплексные продукты по страхованию экологических рисков предоставляют только иностранные компании.

Российские страховщики, в основном, понимают под экологическим страхование экологической ответственности. Это компенсация вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц в результате загрязнения и компенсация вреда окружающей среде и биоразнообразию.

Комплексное же экологическое страхование покрывает любые убытки, с которыми может столкнуться, например, собственник предприятия.

Сюда же входит страхование финансовых рисков — например, это расходы на расчистку территории предприятия самого страхователя и перерыв в производстве.

В дополнение могут быть застрахованы риски вреда окружающей среде в результате транспортировки опасного груза, риски исторического загрязнения, в том числе постепенного загрязнения.

— Существует ли в России спрос на комплексное экологическое страхование?

— Спрос растет. Он вырос за последние 2–3 года. Активно страхуются нефтегазовые предприятия. Сейчас идет тренд в сторону горнодобывающей промышленности. Вы, наверное, видели, что произошло две недели назад в Бразилии? Снова прорыв шламохранилища, более 100 погибших, свыше 240 пропавших без вести, и там, конечно, вред для окружающей среды будет колоссальный.

Нефтегазовые предприятия более дисциплинированны в этом плане, чем предприятия горнодобывающей промышленности, но сейчас тенденция меняется, потому что все напуганы этими катастрофами. Плюс, я должен заметить, что руководство компаний становится более сознательным в этом плане.

Комплексный полис экологического страхования — это же, в том числе, еще и конкурентное преимущество, позволяющее заявить о том, что компания несет определенную социальную и экологическую ответственность, осуществляя опасные виды деятельности.

Плюс — это выгодно для государства, потому что таким образом оно переносит потенциальную часть возможных крупных убытков с федеральных и региональных бюджетов на коммерческий сектор, собственно на виновников. Загрязнитель платит — вот какой принцип превалирует сейчас в Европе и США.

— Не легче ли раскидать элементы экологического страхования по другим видам — имущественному, страхованию ответственности?

— Экологическое страхование доступно далеко не каждому страховщику: дело в том, что этот риск опасен масштабными последствиями, которые, в свою очередь, влекут выплату больших средств.

Кроме того, необходим опыт в урегулировании подобных убытков, экспертиза в оценке рисков. Поэтому страховщики, которые занимаются традиционными видами страхования, исключают экологические риски из своих договоров.

Для этого есть рынок экологического страхования.

Страховщики, которые имеют продукты по комплексному экологическому страхованию, работают по специальным правилам. В этих правилах — свои понятия, определения, конструкции. Помимо этого следует учитывать тот факт, что страховые компании имеют различные финансовые возможности, андеррайтинговую политику и аппетиты.

Источник: https://news.rambler.ru/ecology/41784206-ekologicheskoe-strahovanie-dostupno-ne-kazhdomu-strahovschiku/

Обязательное экологическое страхование

Случаи обязательного экологического страхования

Обязательным экологическим страхованием согласно законодательству является страхование гражданской ответственности предприятий, создающих повышенную экологическую опасность.

Объектом обязательного экологического страхования является риск гражданской ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

По обязательному экологическому страхованию нормы такого страхования определяет государство. Оно устанавливает в нормативных правовых актах:

1) виды обязательного экологического страхования;

2) перечень объектов, подлежащих обязательному экологическому страхованию;

3) объем страховой ответственности;

4) уровень (нормы) страхового обеспечения;

5) основные права и обязанности сторон, участвующих в страховании;

6) порядок тарифных ставок страховых платежей.

Так, согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, перечень которых определен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Страхователями в обязательном экологическом страховании являются категории предприятий, которые признаны Законом как источники повышенной опасности. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 °C или ниже;

б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества – вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

е) высокотоксичные вещества – вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели;

ж) иные вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °C;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Примером предприятий – источников повышенной опасности служат:

1) предприятия, эксплуатирующие опасные производственные объекты;

2) эксплуатирующие организации (объекты использования атомной энергии);

3) эксплуатирующие организации и собственники гидротехнических сооружений.

Страхование профессиональных рисков

Законом определены следующие виды страховых выплат при наступлении страхового случая (факт повреждения здоровья или профессионального заболевания застрахованного, подтвержденный в установленном порядке) – пособие по временной нетрудоспособности, единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованному, оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. Размеры и сроки страховых выплат в зависимости от их вида установлены ст. 9, 10, 11, 12 и 15 Федерального закона № 125-ФЗ.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

1. обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

2. возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

3. обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Согласно Закона, профессиональный риск должен включать: риск смерти в результате острого или хронического действий независимо от длительности болезни, если установлена связь с профессией, риск производственной травмы и профессионального заболевания как любого ненормального состояния или нарушения (кроме травм), вызванного воздействием факторов, связанных с трудовой деятельностью, и возникшего за период более одного рабочего дня или рабочей смены.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:

· обеспечение социальной защиты застрахованных работников при наступлении страхового случая;

· экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска;

· возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту);

· обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Согласно Закона обязательному страхованию подлежат:

· физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем (юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в т.ч иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан РФ);

· физические лица, осужденные судом к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;

· физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику (фонд социального страхования РФ) страховые взносы.

30.1.специальная оценка условий труда, ее основные задачи

С целью объективного выявления и оценки опасных и вредных для здоровья работника факторов, воздействующих на него на рабочем месте Российским законодательством предусматривается процедура специальной оценки условий труда, введенная с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Специальная оценка условий труда (СОУТ), которую должны проводить все без исключения работодатели, введена вместо существовавшей ранее аттестации рабочих мест.

Цели и задачи использования итогов СОУТ можно определить как:

• выявление и определение вида опасности на рабочем месте;

• освобождение работодателей от внесения в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительных страховых взносов;

• установление гарантий и определение размеров компенсаций работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность на рабочих местах, характеризующихся опасными и вредными условиями труда, в полном соответствии с трудовым законодательством;

• оценка соответствия требованиям охраны труда условий труда на рабочих местах.

Основные достоинства СОУТ:

• уменьшение выплат в фонд социального страхования (ФСС) до 40%;

• соблюдение законодательства РФ;

• соблюдение прав работников;

• обоснование льгот и компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда;

• приобретение приборов контроля, прохождение медосмотров или лечение за счет средств ФСС;

• обоснование расходов на средства индивидуальной защиты с отнесением этих затрат на себестоимость продукции;

• возможность устранить выявленные вредные факторы и не подвергать риску профессиональных заболеваний членов своего коллектива;

• получение лицензий на отдельные виды деятельности.

Согласно Федеральному закону специальная оценка — это

единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах, принимается решение о декларировании безопасных условий труда или предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также установлении размера дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и производится расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем создается комиссия и утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

До начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться указанная работа.

СОУТ проводится в соответствии с Методикой, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г.

№ ЗЗн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»).

Методика устанавливает требования к проведению специальной оценки условий труда и включает следующие процедуры:

1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

2) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

4) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов сводится к:

• выявлению и описанию имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, а также источников их возникновения;

• установлению совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;

• решению о проведении исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов;

• оформлению результатов идентификации.

Источник: https://infopedia.su/21xcbb.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.