Проверка декларации по имуществу

Содержание

Как проверить декларацию по налогу на имущество

Проверка декларации по имуществу

Форма декларации по налогу на имущество (электронный формат) и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 (далее – приказ № ММВ-7-11/895).

Декларация по налогу на имущество включает в себя:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика»;
  • раздел 2 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства»;
  • раздел 3 «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к ее деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство».

Декларация имеет сквозную нумерацию страниц. Нумерация ведется начиная с титульного листа, вне зависимости от количества листов конкретных разделов декларации.

[2]

В верхней части каждой страницы указывают идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) организации.
В декларации не приводится наименование и номер налогового органа, в который представляется декларация по налогу на имущество, а дается только его код.

В каждую строку по соответствующей графе заносится только один показатель.
Если данные для заполнения показателя отсутствуют, делают прочерк по всей длине показателя.

Все значения стоимостных показателей декларации даются в полных рублях.

Значения менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Текстовые показатели в ячейках вписывают слева направо заглавными буквами. Целые числовые показатели – также слева направо, при этом в последних пустых ячейках ставится прочерк.

В декларации не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

На каждом листе декларации указывается ИНН и КПП организации. Ячейки, отведенные для ИНН, заполняются слева направо. Поскольку ИНН организации состоит из 10 цифр, в двух последних ячейках, оставшихся свободными, ставится прочерк.

Об этом сказано в пунктах 1.1, 2.3–2.8 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Титульный лист

На титульном листе указывают:

  • номер корректировки (для первичной декларации – «0–», для уточненной – «1–», «2–» и т. д.);
  • отчетный год, за который подается декларация;
  • код налоговой инспекции;
  • код места представления отчетности (в соответствии с приложением 3 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом № ММВ-7-11/895);
  • полное наименование организации;
  • код вида экономической деятельности согласно классификатору ОКВЭД;
  • код формы реорганизации и ИНН/КПП реорганизуемой организации, если имела место реорганизация (приложение 2, п. 2.8 и подп. 1 п. 3.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895);
  • номер контактного телефона организации;
  • количество страниц, на которых составлена декларация;
  • количество приложенных к декларации листов подтверждающих документов (их копий), включая документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителя организации, который сдает декларацию.

Титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также подпись лица, заверяющего достоверность и полноту приведенных в ней сведений.

Если это руководитель организации, то приводится его фамилия, имя и отчество, личная подпись, заверенная печатью организации. При этом в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» проставляется «1».

Если это представитель организации, в разделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Декларации, подтверждаю» проставляется «2». При этом представитель ставит личную подпись, указывает фамилию, имя и отчество, а также вид документа, подтверждающего его полномочия, – доверенность от имени организации.

Если представитель – сторонняя организация, то приводится ее наименование, фамилия, имя и отчество сотрудника, который уполномочен заверять отчет от ее лица.

Декларацию в этом случае подписывает сотрудник организации-представителя, и она заверяется ее печатью, при этом указываются документы, подтверждающие полномочия организации-представителя (например, договор).

Такой порядок предусмотрен разделом III Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

На титульном листе декларации, которая подается в ИФНС по местонахождению территориально удаленных объектов недвижимости, должен быть КПП:

  • присвоенный организации по месту госрегистрации, если такой объект числится на балансе организации;
  • присвоенный подразделению с отдельным балансом, если такой объект числится на балансе подразделения.

При заполнении других разделов указывается КПП, присвоенный организации (подразделению) той налоговой инспекцией, в которую направляется отчет.

Об этом сказано в пунктах 2.7, 3.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Этот раздел заполняется следующим образом:

  • по строке 010 указывается код ОКАТО по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413. В последние незаполненные ячейки вписывают нули;
  • по строке 020 – КБК по налогу на имущество;
  • по строке 030 – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по кодам КБК и ОКАТО, указанным по строкам 010–020 соответствующего блока. Порядок расчета этого показателя содержится в подпункте 3 пункта 4.2 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895. Если полученное значение отрицательное, по строке 030 ставится прочерк;
  • по строке 040 – сумма налога к уменьшению по итогам налогового периода. Этот показатель представляет собой разницу между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу (за минусом суммы налога, уплаченной за пределами территории России в отношении имущества, принадлежащего российской организации, расположенного на территории другого государства). Если полученное значение отрицательное, оно приводится без знака «минус», а если положительное, то принимается равным нулю.

Раздел 1 заполняется отдельно в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет:

  • по местонахождению организации (месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство);
  • по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • по местонахождению недвижимого имущества.

Раздел 1 должен подписать руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Также необходимо поставить дату составления отчетности.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.4 и разделом IV Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Его заполняют и сдают российские организации и иностранные организации, имеющие в России постоянные представительства. Раздел 2 нужно представить отдельно в отношении:

При составлении раздела 2 указывается код вида имущества, в отношении которого он заполняется:

  • по недвижимому имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения, – «1»;
  • по каждому объекту недвижимого имущества, одновременно расположенного на территории разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ), – «2»;
  • по имуществу, принадлежащему российской организации, расположенному на территории другого государства, где уплачен налог с него, – «4»;
  • по имуществу, созданному или приобретенному резидентом особой экономической зоны в Калининградской области, – «5»;
  • по другим категориям имущества – «3».

В разделе 2 по строкам 020–140 в графах 3–4 указывается остаточная стоимость основных средств (в том числе стоимость льготируемого имущества) за отчетный период. Включаются в декларацию только те основные средства, которые признаются объектом налогообложения. Имущество, таковым не являющееся (в частности, движимое имущество, принятое к учету в 2013 году), в декларации не отражается.

По строке 141 из общей остаточной стоимости основных средств нужно выделить остаточную стоимость объектов недвижимого имущества.

По строке 150 приводится среднегодовая стоимость имущества за налоговый период, определенная делением суммы строк 020–140 графы 3 на 13.

Читайте так же:  Виды налогов и неналоговых платежей

Если организация пользуется льготой, то по строке 160 записывают код льготы, установленный в приложении 6 к Порядку заполнения декларации, утвержденному приказом № ММВ-7-11/895.

Об этом сказано в пунктах 5.1–5.3 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895. Аналогичные разъяснения даны в письмах ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301, от 13 марта 2012 г. № БС-4-11/4175.

Раздел 3 заполняют и представляют только иностранные организации:

не имеющие постоянных представительств в России; имеющие представительства в России по имуществу, которое расположено в России, но не связано с их деятельностью через представительства.

Правила составления данного раздела декларации определены в разделе VI Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом № ММВ-7-11/895.

Фнс сообщила, как заполнить раздел 2.1 новой формы отчетности по налогу на имущество организаций

Источник: https://oaomgs.ru/kak-proverit-deklaratsiyu-po-nalogu-na-imushhestvo/

Новая форма декларации по налогу на имущество за 2021 год. Что учесть и как заполнить — СКБ Контур

Проверка декларации по имуществу

В 2021 году сдаём декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год на новом бланке. Форма по КНД 1152026 утверждена Приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ в ред. Приказа ФНС от 09.12.2020 № КИ-7-21/889@.

Если организация освобождена от платежей по налогу на имущество за II квартал, но сдаёт декларацию в 2020 году при ликвидации или реорганизации, нужно применять старую форму (Приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21-405@). Мы рассказывали, как отразить в ней освобождение от уплаты налогов.

Когда и куда сдаём

Срок сдачи декларации по налогу на имущество — не позднее 30 марта 2021 года. 

В общем случае сдаём годовую декларацию в инспекцию по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ). Узнать адрес и реквизиты налоговой можно на сайте ФНС.

  • Если у компании есть обособленное подразделение и на его балансе находится облагаемое налогом имущество, то декларация сдаётся в инспекцию, где зарегистрировано подразделение. В декларации указывается ОКТМО местности, где находится подразделение.
  • Если недвижимость располагается не там, где находятся головной офис и подразделения с выделенными отдельными балансами, то по местонахождению такой недвижимости сдаются отдельные отчеты. В отчетах отражается ОКТМО по месту нахождения недвижимости.
  • Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета, в свою межрегиональную (межрайонную) инспекцию, но с КПП и кодом налогового органа по месту нахождения имущества.

По объектам недвижимости, которые расположены на территориях, подведомственным разным налоговым органам, можно сдавать единую декларацию. Инспекцию выберите самостоятельно. Для этого нужно до 1 марта года, в котором будет сдана декларация, подать Уведомление по форме (Приказ ФНС РФ от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@).

Что облагаем

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Объектом налогообложения не является любое движимое имущество, а также недвижимость вроде земли и водоёмов, перечисленная в п. 4 ст. 374 НК РФ.

Не облагаем налогом, но отражаем в декларации как льготное:

  • имущество, используемое в основной деятельности религиозных организаций, организаций уголовно-исполнительной системы, фармацевтических или общественных организаций инвалидов;
  • имущество протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, управляющих компаний и участников проекта «Сколково», ИНТЦ, участников, резидентов или управляющих особых экономических зон;
  • федеральные автодороги, вновь вводимая энергоэффективная недвижимость, недвижимость для добычи углеводородов

Полный список федеральных льгот — в ст. 381 НК РФ. Каждый регион может самостоятельно решать, какие льготы вводить на своей территории, кто и по какому имуществу сможет их применять (ст. 372 НК РФ). Чтобы узнать, какие льготы действуют в вашем регионе, обратитесь в инспекцию или посмотрите на официальном сайте ФНС.

Какие разделы декларации заполняем

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Нужно ли сдавать нулевые декларации по налогу на имущество

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

Что изменилось в 2020 году

Для декларации по налогу на имущество за 2020 год утверждена новая форма (Приказ ФНС России от 28.07.2020 № ЕД-7-21/475@). Этим же приказом ФНС обновила порядок заполнения и электронный формат декларации.

Раздел 1 — появились две новые строки

Строка 005 «Признак налогоплательщика». Нужно проставить код от 1 до 3:

  • «1» — если организация платит авансовые платежи позже на основании постановления Правительства от 02.04.2020 № 409;
  • «2» — если организация платит авансовые платежи позже на основании региональных законов;
  • «3» — если организация платит авансы вовремя.

Строка 007 «Признак СЗПК». Это строка только для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Поставьте один из кодов:

  • «1», если налог (авансовые платежи) рассчитан по объектам недвижимости, связанным с исполнением СЗПК;
  • «2», если объекты недвижимости не связаны с СЗПК.

Разделы 2 и 3 — новая строка, коды льготы и имущества

Новая строка 002 «Признак СЗПК»  нужна только для организаций с соглашением по капиталовложениям. Проставьте в строке «1», если недвижимость связана с исполнением СЗПК,  «2» — если не связана. Для каждого признака нужен отдельный раздел 2 и раздел 3.

Утвердили новые коды федеральных и региональных льгот, связанных с коронавирусом:

  • 2010501 и 2010505 — для малых и средних предприятий;
  • 2010502 и 2010506 — для социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • 2010503 и 2010507 — для некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса;
  • 2010504 и 2010508 — для централизованных религиозных организаций.

Ввели специальный код для имущества участников СЭЗ — «14». Его применяют для недвижимости Крыма и Севастополя. Код указывайте в строке 001, и для каждого кода составляйте свой раздел 2.

Раздел 4 — новый раздел со сведениями о движимом имуществе

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе.

Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств».

Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Как заполнить декларацию по налогу на имущество за 2020 год: соблюдаем контрольные соотношения

Новые контрольные соотношения к декларации по налогу на имущество за 2020 год утверждены письмом ФНС России от 30.09.2020 N БС-4-21/15947@.

Основное внутридокументное соотношение осталось прежним.

Сумма налога, исчисленная к уплате по итогам налогового периода и отраженная в строке 021 раздела 1, должна быть равна сумме значений, указанных в строках 260 всех разделов 2 и в строках 130 всех разделов 3, имеющих соответствующие коды по ОКТМО и КБК и соответствующий признак по строке 002. Его нарушение говорит о том, что сумма налога к уплате исчислена неправильно.

Все изменения касаются новых кодов льгот и имущества. Вот все обновленные контрольные соотношения:

  1.  Если в строке 230 раздела 2 указан один из новых кодов федеральных и региональных налоговых льгот, введенных в связи с коронавирусом, то сумма налоговой льготы в строке 240 не должна быть меньше или равна нулю. Нарушение этого соотношения говорит о завышении суммы налога.
     
  2. Если в строке 001 раздела 2 указан один из следующих кодов имущества: 01, 02, 03, 05, 07, 08, 09, 10 или 14, то есть два варианта: Сумма налога за налоговый период (ст. 220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст. 240) ≥ 0. В этом случае исчисленная сумма налога к уплате (ст. 260) должна быть равна разнице строк 220 и 240. Сумма налога за налоговый период (ст. 220) – Сумма налоговой льготы, уменьшающей налог (ст. 240) < 0. В этом случае исчисленная сумма налога к уплате (ст. 260) равна нулю. Нарушение этого соотношения говорит о завышении или занижении суммы налога к уплате.
  3. Если в строке 110 раздела 3 указан один из новых кодов коронавирусных льгот по налогу, то сумма налоговой льготы, уменьшающей сумму налога к уплате (ст. 120) не может быть равна нулю. Если соотношение нарушено, сумма налога к уплате оказалась завышена.
     
  4. Код налоговой льготы, указанный в строке 110, должен совпадать с одним из следующих значений: «2012500», «2010501», «2010502», «2010503», «2010504», «2010505», «2010506», «2010507», «2010508». Если он отличается, то указан неправильно.
     
  5. Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (ст. 130), должна соответствовать одному из следующих вариантов:
    • Быть равной разнице между суммой налога за налоговый период (ст. 100) и суммой налоговой льготы (ст. 120), если сумма налога больше льготы.
    • Быть равной нулю, если льгота (ст. 120) превысила сумму налога за период (ст. 100).
    • Если соотношение нарушено, то исчисленная сумма налога к уплате за налоговый период завышена или занижена.

Источник: https://kontur.ru/articles/2956

Камеральные проверки по имущественным налогам. Особенности, документы, контрольные соотношения — Audit-it.ru

Проверка декларации по имуществу

Инесса Назарько, генеральный директор консалтингового центра РосНалог

Генеральный директор консалтингового центра РосНалог, специализирующегося на профессиональных комплексных консалтинговых услугах в сфере налогового права, бухгалтерии и кадрового учета, Инесса Назарько, рассказала нашему порталу о том, в чём заключаются особенности камеральной проверки по имущественным налогам, об основных документах и контрольных соотношениях.

Проверка без выезда

Стоит отметить, что в своей основе камеральный анализ инспекции по налогообложению достаточно структурирован и имеет сходные черты по всем направлениям.

В первую очередь, камеральная проверка – это вид налогового контроля, который проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 87 НК РФ).

Иными словами – это дистанционное изучение налоговой инспекцией декларации о налогах (для физических лиц) совместно с бухгалтерской отчётностью (для юридически лиц).

«До 1 января 2015 года неукоснительно соблюдалось правило о том, что инспектора камерального отдела не проводят дополнительных проверок по месту нахождения предприятий, однако сейчас выездные проверки редко, но случаются.

В основном, они связаны с проверкой декларации по НДС и с выявлением в документах расхождений и противоречий (п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, Письмо ФНС России от 22.08.

2014 N СА-4-7/16692)», – комментирует Инесса Назарько.

3 месяца на контроль

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах (в случае, если инспекция приняла соответствующее решение). В ходе проверки достаточно копий документов или сведений, изложенных в письме.

Данные из баз

Основной особенностью камеральной проверки по имущественным налогам является использование при анализе документов, предоставляемых налогоплательщиком, данных открытых баз других регистрирующих органов. Инесса Вячеславовна поясняет:

«При начислении налога на прибыль, инспектора камерального отдела руководствуются исключительно данными, представленными в налоговой декларации и бухгалтерской отчётности.

Однако при расчёте имущественного налога, в их распоряжении могут быть и базы ГИБДД и Ростехнадзора (для начисления транспортного налога), и база Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (для земельного налога) и т.д.

В связи с этим нередки случаи возникновения недоверия со стороны инспекции, из-за неверного указания в отчётности, например, количества движимого имущества».

Предоставление документов

Процедура камеральной проверки непосредственно регулируется статьёй 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой подробно описан и перечень документов, которые необходимо предоставить налогоплательщику для её проведения. Помимо налоговой декларации и бухгалтерской отчётности, это могут быть и различного рода уточняющие и правоустанавливающие документы.

«К примеру, существует водный налог (п. 4 ст. 374 НК РФ), которым облагаются исключительно те предприятия, для функционирования которых необходим забор воды из скважин или близлежащих водоёмов. Водный налог начисляется исходя из объёмов потребления воды, за каждую тысячу кубических метров.

В случае, если предприятие использует воду в своём хозяйствовании, помимо указания расхода непосредственно в налоговой декларации, необходимо предоставление лицензии на право добывать воду и, в течение трёхмесячной проверки, камеральный отдел может также запросить журналы забора для проверки соответствия».

Контрольные соотношения

О контрольных соотношениях камеральной проверки по имущественным налогам Инесса Вячеславовна предоставила нам следующие данные:

«В целом, процедура контрольных соотношений в данном случае достаточно стандартизирована. Если в распоряжении камерального отдела несколько отчётностей налогоплательщика, инспектор производит проверку соотношения показателей в том и другом документе. Попытаюсь пояснить на примере.

В ходе деятельности предприятий налогом на имущество облагается среднегодовая стоимость основных средств (активов, непосредственно используемых для извлечения прибыли и амортизируемых в заданный предприятием срок).

Организация в своей годовой бухгалтерской отчётности, а именно в форме №1 «Баланс предприятия» указывает остаточную стоимость основных средств на 01 января и на 31 декабря отчётного года.

Налоговый инспектор, получая налоговую декларацию по налогу на имущество за отчётный год, сравнивает строку «остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12» и строку баланса в бухгалтерской отчётности под названием «Основные средства».

В идеале, сумма, указанная в декларации, должна быть той же, что и в бухгалтерской отчётности, или разница между ними должна строго высчитываться по формуле. Если данная сумма ниже или выше, камеральный отдел обращается к налогоплательщику за разъяснениями, которые тот обязан предоставить во избежание конфликтных ситуаций.

Важно отметить, что стоимость основных средств, включённая в налогооблагаемую базу, может быть абсолютно официально ниже той, что указана в бухгалтерской отчётности, в связи с тем, что в декларацию не вносится стоимость земельных владений. Но необходимо заранее иметь при себе доказательства обоснованности более низкого показателя, поскольку уточнений от налогового инспектора избежать в любом случае не удастся.

Кроме того, производятся контрольные соотношения строк внутри самой декларации, в разделе 2, в ходе которых производится сравнение среднегодовой стоимости имущества за налоговый период (код строки 150) и частного от деления на 13 суммы значений по графе 3 строк с кодами 020 –140(см. в «примере заполнения раздела 2 декларации»).  В случае ошибок в декларации или расчете по этой части появляется возможность неверного исчисления налоговой базы, и налоговики должны направить письменное уведомление налогоплательщику о представлении в течение пяти дней пояснений или внесении соответствующих исправлений. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно ст. 100 НК.»

Пример заполнения раздела 2 декларации:

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/831160.html

Что такое камеральная проверка

Проверка декларации по имуществу

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3», которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.

Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры, договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.

Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.

Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Как вести бизнес по законуПодпишитесь на нашу рассылку для предпринимателей, чтобы быть в курсе

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры.

Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу.

Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если с документами все в порядке, инспектор не составляет никаких документов.

Сроки проведения. Общий срок камеральной проверки — 3 месяца со дня представления декларации или расчета налога в ФНС.

Для проверки декларации по НДС действует более короткий срок — 2 месяца. Если в ней обнаружат ошибки, проверку могут продлить еще на 3 месяца.

Если инспектор в ходе камеральной проверки обнаружит нарушения, он потребует пояснить или исправить отчетность.

Когда ФНС требует пояснения. Ситуации могут быть разные. Например, если в отчетности одни сведения, а в документах, которые находятся в ФНС, другие, придется объяснить, как в декларации получилась указанная сумма налога.

Однозначно налоговая заинтересуется, почему в уточненной декларации налог указан в меньшей сумме, чем в ранее представленной отчетности. Или почему по итогам отчетного периода в декларации по налогу на прибыль отражен убыток. В этих случаях бюджет не получает или недополучает деньги.

Уточненную декларацию нужно подавать в той же форме, в которой была составлена первоначальная декларация.

Если ошибку обнаружил сам налогоплательщик, то отправить уточненку он может в любое время — срок подачи уточненной декларации в этом случае законодательно не установлен.

Если по результатам уточненной декларации налог нужно доплатить, перечислить в бюджет доплату и соответствующую пеню нужно до подачи уточненки — тогда штрафа не будет.

Подача уточненной декларации по НДС происходит так же, как и любой другой декларации.

Налогоплательщик обязан подать уточненку, если он занизил сумму налога, которая подлежит уплате. Если он заплатил больше, чем нужно, то подача уточненной декларации считается правом налогоплательщика.

Подача уточненной декларации, если налог платит налоговый агент. Налоговый агент подает уточненку как налогоплательщик, хотя им не является и не становится.

К общим ошибкам относятся такие:

  1. Неверное указание налогового или отчетного периода и места представления декларации. В налоговых декларациях и расчетах периоды и место представления обозначаются цифровыми кодами, для разных видов отчета они могут отличаться. Например, в декларациях по НДС и по налогу на прибыль код, который обозначает первый квартал, одинаковый — 21. А вот при подаче отчетности за полугодие в декларации по НДС нужно указать код 22 — второй квартал, а в декларации по прибыли — 31, то есть полугодие.
  2. Налогоплательщик забывает доплатить налог и пеню, когда подает уточненную налоговую декларацию в связи с занижением налога. За это грозит штраф.

В декларациях по НДС налогоплательщики часто допускают много ошибок. Большинство из них связано с разделами 8 и 9, в которые вносятся данные из книг продаж и покупок. Например, налогоплательщики часто неверно указывают номера счетов-фактур, данные контрагента — ИНН и КПП, дублируют один и тот же счет-фактуру, указывают некорректный код вида операции.

В декларации по налогу на прибыль также можно допустить много ошибок. Например, если компания получила убыток и планирует перенести его на будущее, ей необходимо заполнить приложение № 4 к листу 02. Это приложение подается только в составе налоговой декларации за первый квартал налогового периода и по итогам года, о чем часто забывают налогоплательщики.

Организации, которые уплачивают ежеквартальные и ежемесячные платежи, часто допускают ошибки при заполнении строк 210—230, 290—310 листа 02.

Большое количество ошибок инспекторы выявляют и в расчетах по форме 6-НДФЛ. Например, налогоплательщики отражают в расчете все доходы физлиц, в том числе и те, что не подлежат налогообложению. Или в строке 070 отражают суммы налога, которые начислены, но еще не удержаны.

Акт о нарушениях по результатам камеральной проверки налоговой инспектор составляет в течение 10 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней акт вручают налогоплательщику под подпись либо отправляют заказной почтой.

Если проводилась выездная проверка, то в последний день налогоплательщику выдают справку о ее проведении. В течение двух месяцев после этого налоговая должна составить акт. На вручение акта налогоплательщику отводятся еще 5 рабочих дней.

Далее у налогоплательщика есть месяц, чтобы представить свои возражения на акт. Их необходимо подать в налоговую, которая проводила проверку, лично, по почте или электронно.

После истечения месяца на возражения налоговая рассматривает материалы проверки. О дате и времени рассмотрения извещают налогоплательщика, но его присутствие необязательно.

После рассмотрения материалов проверки налоговая выносит решение: привлечь налогоплательщика к ответственности или нет. Оно вступает в силу через месяц после получения его налогоплательщиком.

  1. Камеральная проверка — это когда отчетность налогоплательщиков проверяют в самой налоговой.
  2. Через общую камеральную проверку проходят все документы от налогоплательщиков.
  3. Для углубленной камеральной проверки должны быть причины. Например, возмещение НДС, неувязка в показателях в отчетности или разрыв в цепочке начисления налогов.
  4. Во время камералки ФНС может проводить контрольные мероприятия: запрашивать данные о налогоплательщике в госорганах, допрашивать свидетелей, требовать дополнительные документы.
  5. Если в результате проверки выяснилось, что налогоплательщик не уплатил или недоплатил налог, ФНС может оштрафовать его.
  6. Решение ФНС по результатам камералки можно оспорить: сначала через вышестоящий налоговый орган, потом через суд.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/guide/in-house-audit/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.