Продолжительность служебного времени военнослужащих

Отгулы и денежная компенсация военнослужащим за них

Продолжительность служебного времени военнослужащих

Сегодня поговорим на тему отгулов и денежной компенсации за мероприятия без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

По традиции начинаем разбор темы с законодательных норм. Итак, законом Федеральным законом от 27.05.

1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

А полный перечень таких мероприятий у нас определен приказом МО РФ от 10 ноября 1998 г. N 492 “Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих”.

Сразу же приведем примеры это боевое дежурство, мероприятия оперативной и боевой подготовки, выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий и прочее. С полным перечнем можете ознакомиться в вышеуказанном приказе.

Естественно, у многих военнослужащих возникают вопросы и нам их тоже часто задают – что же положено за привлечение к подобным мероприятиям?

Отвечаем: в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы”: за каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха.

Причем предусмотренная социальная гарантия для военнослужащих в виде дополнительных суток отдыха предоставляются в следующие периоды:

  • В другие дни недели;
  • В период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха;
  • В период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска.

В тех случаях, когда военнослужащему не были предоставлены дополнительные сутки отдыха вместе с основным отпуском за истекший год, отгулы предоставляются в следующем календарном году.

И тут нужно отметить, что в случае не предоставления допсуток отдыха нарушения прав военнослужащих начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен.

Законом установлено, что непосредственный командир предоставляет отдых с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Поэтому часто случается так, что интересы службы выходят на первый план, а предоставление военнослужащему положенных суток отдыха представляется невозможным.

В таком случае у военнослужащего есть альтернатива нереализованному отдыху – получение денежной компенсации взамен неиспользованных дней.

Основным условием для получения такой компенсации – чтобы мероприятие, к которому привлекается военнослужащий, входило в перечень мероприятий по 492-му Приказу МО РФ.

Порядок и условия выплаты денежной компенсации регулируется Приказом Министра обороны РФ от 14 февраля 2010 г. N 80 “О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха”

При этом основанием к выплате денежной компенсации, являются приказы.

И тут особо необходимо отметить, что получение денег носит заявительный характер, поэтому военнослужащему следует обратиться с рапортом о предоставлении компенсации взамен неиспользованных дней отдыха, указав период привлечения к боевым дежурствам, количество неиспользованных дней отдыха и произвести расчет денежной компенсации. Этот расчет производится следующим образом: сумма оклада по воинской должности и оклада по воинскому званию делится на 30 и умножается на количество дополнительных суток отдыха, подлежащих компенсации.

Однако как всегда не все так гладко на практике, как на бумаге.

И все сложности случаются при получении суток отдыха по рассматриваемым мероприятиям и зачастую происходит это из-за позиции воинских частей которые стараются банально экономить.

В такой ситуации военные пытаются апеллировать к суду, но и тут нет единообразия судебной практики поэтому часто там выносят решения просто на свое усмотрение.

Давайте на примерах рассмотрим с какими проблемами сталкиваются военнослужащие при попытке защитить свои права в суде:

1. Первый случай, когда как говорится – “нет основания”.
Простая на первый взгляд ситуация. Военный думает, что привлекается к мероприятиям, а при анализе приказа выясняется, что по нему он не привлекается именно к подобным мероприятиям без ограничения, либо вообще отсутствует обосновывающий это приказ.

Вот и пример из судебной практики: суд приходит к выводу о том, что сутки отдыха, а равно и денежная компенсация за них, предоставляются военнослужащим, участвовавшим только в таких мероприятиях, которые не только приведены в соответствующем перечне, но и которые приказами соответствующих воинских должностных лиц установлено проводить без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

2. Пропуск сроков.

И виной тому ошибочное мнение многих военнослужащих о том, что возможно обратиться в суд за данной компенсацией через несколько лет.

Как я уже говорила выше срок нарушения прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в который основной отпуск должен был быть перенесен и длиться три месяца.

Либо если в указанный период военный обращался с рапортом по данному вопросу, тогда 3 месячный срок на обжалование исчисляется с момента отказа.

И вот подтверждение этого в цитате суда: с требованием как предоставления суток отдыха, так и выплатой за них денежной компенсации военнослужащий вправе обратиться к командованию с рапортом до истечения следующего года, следующего за годом, в котором у военнослужащего возникло такое право. Иное противоречило бы правовой сущности данной льготы, направленной на сохранение здоровья военнослужащего и не предполагающей накопительную систему дней отдыха в течение ряда лет.

Как отмечалось выше, предоставление денежной компенсации носит заявительный характер. Наличие рапорта, обращения военнослужащего является необходимым условием урегулирования данного вопроса в досудебном порядке.

3.Третья, основная проблема — когда военнослужащий якобы уже отдохнул.

Заключается в том, что если военнослужащий после мероприятий (например б/д) не привлекался к службе, а отдыхал, то ему просто заявляют что он уже отдохнул, поэтому ему больше ничего не положено.

Пример подобного отказа суда: При этом, находясь одни сутки в дежурстве , следующие сутки, двое или трое суток он находится на отдыхе и не исполняет служебные обязанности.

Таким образом, положенные сутки отдыха данной категории военнослужащих предоставляются сразу после дежурства , то есть после мероприятия, проводимого без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Учитывая, что обязанностью по должности является только несение суточных дежурств , по окончании которых ему предоставлялось время отдыха, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований.
То есть вы видите, суд считает что если дежурства идут сутки через двое или через трое, то плановым отдыхом уже все компенсируется.

Отметим, что бывают случаи, когда военнослужащий несет боевое дежурство сутки через сутки. Это конечно не законно, но факт остается фактом. В таком случае, однозначно, должна предоставляться либо денежная компенсация, либо сутки отдыха. Потому что фактически военный после смены и суток не отдыхает.

Однако мы говорили об отсутствии единообразия и вот для контраста пример другого вывода суда: В судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства свидетельствующие о том, что истец в оспариваемый период, течение 103 суток нес боевое дежурство.

Несение боевого дежурства более 5 суток в месяц в период с января по апрель 2015 года, также нашло свое подтверждение.

В связи с чем суд приходит к убеждению, что истец имеет право для получения оспариваемой надбавки в указанном им размере, а также денежной компенсации взамен предоставления 69 дополнительных суток отдыха.

Вы видите в чем отличие, суд не исследовал обстоятельства отдыхал ли военный после смены или нет. То есть факт переработки подтвержден, значит, все положено.
Таким образом, теперь вы видите, насколько разные мнения судов даже с учетом конкретной ситуации.

Поэтому советуем при защите своих прав придерживаться проверенного алгоритма, подробнее о котором смотрите в в 58-м выпуске нашего военно-правового видео блога:

Вкратце порядок действий таков:

1.

В любом случае, если по окончанию данных мероприятий вам не предоставили сутки отдыха, то вы имеете право обратиться с рапортом к своему начальству, о предоставлении их или же попросить взамен денежную компенсацию.

2. Далее в случае отказа (а такое случается к сожалению) подать административный иск. Но перед этим рекомендуем обратить внимание на те обстоятельства, которые предопределяют получение данной выплаты.

И будьте уверены, при грамотном подходе к защите своих прав в судебном порядке, проблема компенсации за переработку может быть успешна решена.

Обсуждение вопросов переработки, отгулов и учёта времени на нашем форуме >>>

Источник: https://nachfin.info/blog/2169-test

Статья 11. Служебное время и право на отдых

Продолжительность служебного времени военнослужащих

1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели.

При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску.

Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

1.1. Для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах государственной охраны, другими федеральными законами может быть установлена иная, чем предусмотренная настоящей статьей, общая продолжительность еженедельного служебного времени (ненормированный служебный день).

Указанным военнослужащим предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

2. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. При этом указанным военнослужащим ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей.

3.

Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

3.

1. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 545-ФЗ.

4.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и учебных воинских частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.

5. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодно предоставляется основной отпуск.

Продолжительность основного отпуска устанавливается:

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, – 30 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 10 лет и более, – 35 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 15 лет и более, – 40 суток;

военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, – 45 суток.

Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в год поступления на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток или предоставляются дополнительные сутки отдыха в соответствии с нормами, устанавливаемыми Положением о порядке прохождения военной службы. При этом общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Абзац исключен. – Федеральный закон от 26.07.2001 N 105-ФЗ.

По просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, основной отпуск может быть предоставлен им по частям.

Источник: https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/11/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.