Правовое регулирование безопасности военной службы

Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства (О.А. Борисов,

Правовое регулирование безопасности военной службы

Правовое регулирование безопасности военной службы как составная часть национальной безопасности государства

В современном мире система отношений между государствами характеризуется стремлением развитых стран доминировать в международном сообществе. Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, стремлением усилить свое влияние на мировую политику.

Продолжает оставаться существенным значение военно-силовых аспектов в международных отношениях.

В этих условиях только сильное государство в состоянии обеспечить свой суверенитет, защитить независимость, государственную и территориальную целостность, предотвратить военную агрессию в отношении себя, обеспечить условия для мирного, демократического развития.

Поэтому вопрос национальной безопасности государства особенно актуален в настоящее время. Обеспечить национальную безопасность можно только целым комплексом мер, одна из которых – совершенствование и развитие военного законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Деятельность каждого государства характеризуется его функциями, в которых выражается его сущность.

Под функциями государства можно понимать основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей.

Обеспечение защиты Российской Федерации является одной из важнейших функций нашего государства.

Обсуждаемая тема проводимой конференции “Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации” очень актуальна для содержания этой важнейшей функции государства.

Через реализацию именно этой функции достигается решение задачи сохранения государства как такового, сохранение его территориальной целостности и суверенитета.

Указанная задача решается каждым государством комплексно, в том числе и созданием системы защиты национальных интересов.

Элементом данной системы вполне обоснованно можно считать очень большую совокупность правовых норм, которые регулируют все вопросы, связанные с процессами обеспечения деятельности государства по устранению внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Обеспечить указанную цель можно только через оборону государства, или защиту Отечества.

Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).

Устанавливая такую правовую норму в Основном законе, государство предписывает каждому гражданину определенный вид должного, общественно необходимого поведения при реализации функции обороны государства.

Граждане Российской Федерации, участвуя в реализации выделенной функции, несут военную службу, которая может, с долей определенного допущения, рассматриваться как один из инструментов реализации этой функции. Несут военную службу граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации).

В развитие указанного конституционного положения в нашем государстве принят Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Исполняя данное правовое предписание государства, каждый гражданин как человек, как личность вправе ожидать от государства максимальной защиты своих жизненно важных интересов.

Выполняя свой конституционный долг, гражданин должен быть уверен, что соблюдение принципа человеческих ценностей, закрепленного Конституцией (ст.

2 Конституции Российской Федерации), ему гарантированно состоянием законодательства в государстве.

В Федеральном законе “О безопасности” состояние защищенности жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз законодательно сформулировано как понятие безопасность (см. ст. 1 Федерального закона “О безопасности”).

Применительно к личности можно говорить, используя законодательно закрепленное определение, о безопасности человека.

Но такая категория, как безопасность человека, – это сложное социальное явление, которое характеризуется органической взаимосвязью человека, находящегося в состоянии опасности, с социальной средой, обществом.

Под безопасностью человека вполне можно понимать социальную защищенность человека, которая обеспечивает сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функции в соответствии с наибольшими возможностями общества.

Обеспечение безопасности человека должно входить в круг социальных функций, быть обязанностью государства и той социальной среды, в которой человек осуществляет жизнедеятельность.

Особенно актуальным это становится при несении военной службы. Сущность военной службы всегда заключалась в вооруженной защите государства, поэтому она является сферой повышенного риска для всех жизненно важных интересов человека.

Войска постоянно находятся в состоянии учебы, проводятся учения, в которые вовлекаются массы личного состава, высокоскоростная тяжелая техника, вооружение, организуются учебные и боевые стрельбы. В этих условиях зачастую не удается избежать потерь личного состава.

Человеческие потери происходят и в связи с участием воинских частей и подразделений в различных вооруженных конфликтах немежгосударственного характера, ликвидации чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, катастроф и т.д.), при выполнении иных опасных для жизни и здоровья задач.

В то же время личный состав постоянно обращается с источниками повышенной опасности (техника, оружие, источники химического загрязнения, радиоактивного излучения и т.д.). Все эти объективные условия, с учетом человеческого фактора (негативного характера), ведут к гибели и увечьям людей, проходящих военную службу.

Таким образом, в условиях военной службы интересы человека ущемляются практически по всем элементам безопасности, поэтому обеспечение безопасности человека в условиях военной службы, особенно законодательным путем, приобретает особую значимость.

Правовую основу обеспечения безопасности определяет Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 “О безопасности”. Значимость этого документа состоит в том, что он закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, принципиально меняет взгляды на концепцию безопасности, выдвигая на первое место основное право гражданина – на охрану жизни и здоровья.

Безопасность военной службы является одной из составляющих безопасности человека. Забота о безопасности человека активизируется и в военной сфере. Директивой Министра обороны РФ N Д-10 от 12 июля 1997 г.

утверждена Концепция безопасности военной службы, определившая объекты и субъекты безопасности военной службы, принципы ее обеспечения, угрозы безопасности военной службы и направления обеспечения безопасности военной службы.

Под безопасностью военной службы понимается такое состояние военной службы, которое обеспечивает защищенность военнослужащего, местного населения и окружающей среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ.

Среди направлений обеспечения безопасности военной службы выделяется ее правовое регулирование.

Конституционные положения о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства и нашли свое дальнейшее развитие, в том числе и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г.

Следует отметить, что современное законодательство признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, которые, согласно Конституции Российской Федерации, являются составной частью правовой системы России.

На безопасность военной службы влияют различные факторы. Один из них – недостаточная правовая регламентация обеспечения безопасности военной службы. Специального закона о безопасности военной службы нет.

Однако в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется ряд нормативных правовых актов, которые обязывают командиров (начальников), других должностных лиц принимать меры по обеспечению безопасности военной службы. Отдельные положения об этом закреплены в Уставе внутренней службы ВС РФ, где это понятие употребляется. Так, в ст.ст.

17 и 72 Устава предусматривается обязанность каждого военнослужащего, и командира в том числе, соблюдать требования безопасности военной службы. Но при этом предметное обозначение содержания безопасности военной службы и ее регламентация отсутствуют.

В перечне лиц, на которых Уставом специально возлагается обязанность по обеспечению военной службы, указаны лишь командир полка (ст. 90), командир взвода (ст. 147) и солдат (ст. 155). Согласно содержанию ст.ст.

147 и 155, к безопасности военной службы отнесены лишь требования безопасности при обращении с оружием, работе с техникой и вооружением, а также требования пожарной безопасности. Другие аспекты безопасности в Уставе представлены в виде общей задачи сохранять здоровье военнослужащего, а также обязанности военнослужащего “не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств” (ст. 13).

Анализ нормативных правовых документов показывает, что в них отсутствуют четко сформулированные: а) задачи в области обеспечения безопасности военной службы; б) правовые основы регулирования безопасности военной службы; в) принципы обеспечения безопасности военной службы; г) направления безопасности военной службы; д) полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по обеспечению безопасности военной службы; е) полномочия органов военного управления, командиров (начальников) по обеспечению безопасности военной службы; ж) система органов, сил и средств, обеспечивающих безопасность военной службы.

Разбросанность, недостаточная определенность и неполнота положений о безопасности военной службы указывает на ее отсутствие как обязательного социального института. Возникает необходимость разработки единого нормативного акта – Федерального закона РФ о безопасности военной службы.

В теоретическом отношении некоторые вопросы правового обеспечения военной службы в современных условиях получили определенное развитие в работах А.Е. Зюскевича, Ю.Д.К азанчева, Р.А. Каламкаряна, Н.П. Кириллова, И.М. Мацкевича, Ю.И. Мигачева, Б.Ф. Старова, В.Г. Стрекозова, А.А. Тер-Акопова, С.В.Т ихомирова, К.В. Фатеева и других.

Дальнейшее совершенствование законодательства по обеспечению безопасности военной службы позволит только повысить боевую готовность Вооруженных Сил, что явится значительным вкладом в усиление обороноспособности государства и окажет положительное влияние на национальную безопасность Российской Федерации.

Борисов О.А.,

полковник юстиции,

заместитель начальника кафедры

военной администрации, административного

и финансового права Военного университета

“Российский военно-правовой сборник” N 1, апрель 2004 г.

Источник: https://base.garant.ru/3982509/

Законодательная база Российской Федерации

Правовое регулирование безопасности военной службы

  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Правовое регулирование обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

392. Безопасность военной службы – состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, формирующихся при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

393.

Обеспечение безопасности военной службы – целенаправленная деятельность органов военного управления и должностных лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативных актов Министерства обороны Российской Федерации и проведение правовых, социально – экономических, организационно – технических, морально – психологических, медицинских, экологических и иных мероприятий, поддерживающих условия безопасности военной службы и обеспечивающих на этой основе реализацию жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

394. Угрозы безопасности военной службы – совокупность факторов, создающих опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выделяются опасные физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные факторы, формирующие угрозы безопасности военной службы, которые классифицируются в соответствии с положениями Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ).

395. Основными видами безопасности военной службы являются:

безопасность боевого дежурства (боевой службы);

безопасность боевой подготовки (в том числе полетов, мореплавания, а также при совершении маршей, учений, боевых стрельб (пусков), походов кораблей);

безопасность эксплуатации вооружения и военной техники;

безопасность специальных занятий и работ;

безопасность несения караульной, внутренней (дежурной и вахтенной) и гарнизонной служб;

безопасность военнослужащих, привлекаемых к работам на предприятиях.

396. Ответственность за безопасность военной службы в мирное и военное время в подчиненных объединениях, соединениях, воинских частях и учреждениях несут командиры (начальники).

397. Командиры (начальники) при управлении обеспечением безопасности военной службы осуществляют:

сбор, учет и обработку информации о состоянии безопасности военной службы, своевременное выявление угроз безопасности и определение условий безопасности военной службы;

принятие решения на обеспечение безопасности военной службы, постановку задач подчиненным органам военного управления и воинским должностным лицам, планирование мероприятий обеспечения безопасности военной службы;

организацию службы войск, всех видов деятельности личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов и иных нормативных правовых документов, обеспечение соответствующих видов безопасности военной службы;

проверку и оценку состояния безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах), контроль деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц по ее обеспечению;

систематический анализ состояния безопасности военной службы в подчиненных войсках (силах), подведение итогов работы по ее обеспечению, обобщение и распространение передового опыта органов военного управления и воинских должностных лиц по обеспечению безопасности военной службы, проведение в ходе сборов с воинскими должностными лицами показных и инструкторско – методических занятий;

расследование происшествий и преступлений, связанных с гибелью военнослужащих, случаев травматизма и массовых заболеваний личного состава, фактов гибели гражданских лиц по вине военнослужащих, экологических правонарушений;

регулярное доведение до подчиненных войск (сил) информации о состоянии безопасности военной службы, наиболее тяжелых происшествиях с гибелью людей, конкретных требованиях по их недопущению и снижению остроты негативных явлений;

взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением, предотвращения актов терроризма в военных городках и на военных объектах, иных преступлений против общественной безопасности и общественного порядка;

руководство работой комиссии по безопасности военной службы;

заблаговременное определение основных мероприятий по повышению безопасности военной службы в военное время, а также для условий введения и поддержания режимов военного положения, чрезвычайного положения, в случае привлечения войск (сил) к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участию в миротворческой деятельности;

информирование местного населения об установленных и согласованных с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) ограничительных мерах в местах дислокации войск (сил).

398. Командир (начальник), руководитель работ организует проведение комплекса оперативных мероприятий по обеспечению безопасности военной службы и осуществлению контроля за их исполнением в соответствии с требованиями директивы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1998 г. N ДГШ-31.

399. Общую координацию деятельности органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

400. Вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации регламентируются:

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 302 “О мерах по обеспечению безопасности труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N 322 “Об организации противопожарной защиты и местной обороны в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

Руководством по проверке и оценке состояния вооружения и военной техники общевойскового назначения в Вооруженных Силах Российской Федерации (введено в действие Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 255);

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N 353 “О полигонах Вооруженных Сил Российской Федерации”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N 195 “О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 314 “Об организации производства работ с повышенной опасностью в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 455 “Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 457 “О создании комиссии по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 280 “О гибели военнослужащих в результате нарушения требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 499 “О расследовании и учете несчастных случаев на производстве в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 593 “Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации конкурса на лучшую воинскую часть (военно – учебное заведение Министерства обороны Российской Федерации) по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы”;

Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 285 “Об утверждении Инструкции по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск (сил)”;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1996 г. N Д-18 “О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N Д-9 “О нарушениях природоохранного законодательства в Вооруженных Силах Российской Федерации”;

директивой Министра обороны Российской Федерации 1997 г. N Д-10 “О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

  • ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ПРАВОВОЙ РАБОТЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/276858

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.