Порядок вывода военнослужащего в распоряжение

Зачисление военнослужащих в распоряжение командира (начальника): порядок и правовые последствия

Порядок вывода военнослужащего в распоряжение

(Гуськов П. С.)

(«Право в Вооруженных Силах», N 8, 2003)

ЗАЧИСЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ

КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА): ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

П. С. ГУСЬКОВ

П. С. Гуськов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст.

13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Главной особенностью правового положения военнослужащего, находящегося в распоряжении, является прохождение им военной службы не на воинской должности, что влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выплатой денежного довольствия, присвоением воинских званий.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе — до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;

д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой — не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца — до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного — до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, — до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и Положением, — до его исключения.

Хотелось бы отметить, что перечень оснований зачисления военнослужащих в распоряжение, содержащихся в указанной статье, является исчерпывающим, поэтому зачисление в распоряжение по каким-то другим основаниям (например, в связи с необеспеченностью жильем военнослужащих, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых с военной службы по «льготным» основаниям) является неправомерным.

Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).

На военнослужащих, представляемых к зачислению в распоряжение командира (начальника), оформляется представление по форме, определенной Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г.

N 350, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равными и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами. Принятые решения отражаются в представлении в разделе «заключения прямых начальников».

Зачисление военнослужащего в распоряжение производится приказом по личному составу, который издает должностное лицо, имеющее право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий.

Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности и зачислению в распоряжение определены Приказом министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» 2002 г. N 110. В соответствии с данным Приказом полномочиями по зачислению военнослужащих в распоряжение обладают следующие должностные лица:

— министр обороны Российской Федерации;

— заместители министра обороны Российской Федерации;

— главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

— командующие войсками военных округов, флотами;

— командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

— начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;

— командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания «полковник», «капитан 1 ранга», имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

Как видно, данный Приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню среди руководителей органов военного управления, а также в его непосредственном подчинении должен находиться кадровый орган, под которым понимается кадровая группа или выше.

В соответствии со ст.

13 Положения допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника), не являющегося его ближайшим прямым начальником. Примером может служить зачисление военнослужащих в распоряжение при их переводах между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления, а также межокружных переводах.

Приказ министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110 установил следующую компетенцию должностных лиц, осуществляющих указанные переводы:

— переводы офицеров между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и центральными органами военного управления производятся приказами министра обороны Российской Федерации;

— переводы прапорщиков (мичманов) между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления и органами военного управления производятся по взаимному согласованию соответствующих заместителей министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих, командующих и начальников;

— межокружные переводы офицеров и прапорщиков (мичманов) производятся приказами главнокомандующего Сухопутными войсками — заместителя министра обороны Российской Федерации;

— межокружные переводы офицеров квартирно-эксплуатационной службы, подразделений государственного технического надзора, государственной экспертизы проектов, военпроектов и отделов реализации военного имущества военных округов производятся приказами начальника строительства и расквартирования войск — заместителя министра обороны Российской Федерации;

— переводы офицеров и прапорщиков между объединениями Военно-воздушных сил (армия) производятся приказами главнокомандующего Военно-воздушными силами;

— межфлотские переводы офицеров и мичманов (прапорщиков) производятся приказами главнокомандующего Военно-Морским Флотом.

При убытии военнослужащего из воинской части в связи с зачислением в распоряжение он исключается из списков личного состава воинской части приказом по строевой части (подп. «б» п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170).

Статус военнослужащего на лиц, зачисленных в распоряжение, распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности.

Исключением является возложение на данных военнослужащих обязанностей по вакантным воинским должностям в соответствии с п. 1 ст. 12 Положения.

Одним из наиболее часто встречаемых нарушений прав военнослужащих, находящихся в распоряжении, является возложение на них обязанностей по вакантным воинским должностям командирами (начальниками), не обладающими для этого достаточными полномочиями. В ст.

12 Положения установлено, что возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. Как уже упоминалось выше, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности определены Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г.

N 110, который установил исчерпывающий перечень должностных лиц, обладающих данными полномочиями. Командиру (начальнику), не входящему в данный перечень, необходимо предвидеть возможные негативные последствия своих действий, в частности отсутствие правовых оснований для привлечения военнослужащего к ответственности за невыполнение возложенных на него обязанностей.

Снятия специальных обязанностей (несение службы в суточном наряде и др.) с военнослужащих, зачисленных в распоряжение, законодательство не предусматривает.

В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 431 военнослужащим, зачисленным в распоряжение, денежное довольствие выплачивается в установленных размерах и порядке за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения.

По истечении установленных сроков денежное довольствие может выплачиваться военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ст.

13 Положения, по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации.

Примечательно, что в перечне указанных должностных лиц почему-то отсутствуют заместители министра обороны Российской Федерации. Кроме того, Приказ содержит еще один недостаток. Исходя из смысла Приказа, командование может прекратить выплату денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп.

«а» и «б» п. 2 ст. 13 Положения, при нахождении их в распоряжении свыше установленных сроков.

Возникает вопрос: насколько это будет соответствовать законодательству Российской Федерации? Правомерно ли будет, например, прекращение выплаты денежного довольствия военнослужащему, находящемуся в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями сверх установленных сроков? В ст.

37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обеспечение их денежным довольствием. В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащего в распоряжение командира в связи с освобождением от воинской должности при организационно-штатных мероприятиях производится на срок не свыше шести месяцев. Но каких-либо ограничений, в том числе по обеспечению денежным довольствием при нарушении указанного срока, действующим Положением не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии со ст.

11 Положения обязанность по принятию решения о назначении военнослужащего, находящегося в распоряжении, на должность в возможно короткий срок возлагается на командование, а не на военнослужащего.

С учетом вышесказанного прекращение выплаты военнослужащему денежного довольствия в данном, а также во всех остальных случаях нахождения в распоряжении сверх установленных сроков является неправомерным.

Законодательство о прохождении военной службы не содержит прямого запрета присваивать военнослужащему, находящемуся в распоряжении, очередное воинское звание. Однако анализ ст.

22 Положения позволяет сделать вывод, что вопрос о присвоении очередного воинского звания военнослужащему, находящемуся в распоряжении, может быть решен только после его назначения на воинскую должность (должность), поскольку возможность присвоения очередного воинского звания напрямую зависит от штатно-должностной категории воинской должности военнослужащего.

——————————————————————

Источник: https://center-bereg.ru/e1281.html

Обязанности военнослужащего в распоряжении (за штатом)

Порядок вывода военнослужащего в распоряжение

Вас вывели в распоряжение (за штат) командира войсковой части. Сразу возникает вопрос, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом).

Имеют ли право назначать в наряд, отправлять в командировки и вообще, что обязан делать, а что нет.

Ни в одном военном законодательстве не прописано конкретно, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом).

Как гласит мудрое изречение : «Вернись на землю, если твой мозг затуманен и сердце пусто. Только вернувшись к началу, можем мы увидеть путь». Поэтому начнем с самого начала разбираться с этим вопросом. Согласно ст.13 п.1Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. “Вопросы прохождения военной службы “Положение о порядке прохождения военной службы”:

Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Отсюда следует, что военнослужащему в распоряжении (за штатом) вправе отдавать приказы только командир войсковой части, в которой он находиться в распоряжении (за штатом) и никто другой.

Сразу возникают вопросы, а какие приказы он вправе отдавать военнослужащему в распоряжении (за штатом)? Может ли поставить в караул или дежурным по бригаде? Назначить исполнять обязанности по вакантной должности, пока она свободна? Какие обязанности должен выполнять?

Согласно  УВС РФ  военнослужащий с первого дня службы обязан выполнять общие, должностные и специальные обязанности. После выведения военнослужащего в распоряжение (за штат) командира войсковой части с него автоматически снимаются должностные обязанности.

То есть в результате остаются общие и специальные обязанности. Общие обязанности распространяются на военнослужащего вплоть до исключения его из списков части.

А вот исполнение специальных обязанностей, которые включают в себя боевое дежурстве (боевая служба), суточный и гарнизонный наряды и т.д. еще под большим вопросом.

С первого дня зачисления в распоряжение прекращается выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Военнослужащий, проходящий военному службу не на воинской должности, к сведениям, составляющим государственную тайну, допущен быть не может в принципе.Имеющийся у него допуск со дня зачисления в распоряжение приостанавливается.

Как известно, что несение службы в суточном наряде, как дежурный по части, помощник дежурного по части и т.д. сопряжено с работой с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. При поступлении определенных команд данные лица обязаны вскрывать определенные пакеты с одним или двумя нулями.

Ау военнослужащего, зачисленного в распоряжение, приостанавливается допуск к работе с такими документами. В результате при поступлении определенной команды указанные пакеты документов вскрыты быть не могут.

Следовательно, срыв боевой задачи, за который никто ответственности нести не будет, кроме командира, отдавшего приказ о назначении военнослужащего в распоряжении в наряд. А ему это точно не надо.

Еще один очень важный момент, который запрещает ставить в наряд. Например, Дежурный по гарнизону назначается из числа офицеров воинских частей гарнизона по воинской должности не ниже командира роты (батареи) и им равных.

Отсюда видно, что в наряд могут назначаться только военнослужащие, находящиеся на должности не ниже той, которая необходима для этого наряда.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставе гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации этот момент затрагивает некоторые виды нарядов.

А так как военнослужащий находится в распоряжении, то у него нет должности и назначаться он в результате в наряд не может!!! Воинское звание в данном случае не играет роли, а имеет значение занимаемая должность, потому что черным по белому написано: «…назначается из числа офицеров по воинской должности не ниже такой-то должности и им равных».

На счет выдачи оружия военнослужащему в распоряжении (за штатом). Многим офицерам сразу дают команду сдать оружие на склад. А с чужим оружием запрещено заступать в наряд, потому что оно должно быть официально и документально закреплено. Если выдадут чужое, а оно случайно выстрелит или того хуже Вам придется его применить на поражение.

Тут нагрянет прокуратура и будет разбираться, за кем оно закреплено, как обслуживалось и т.д., может оно проржавело все и само стреляет. Кто хочет на месте КЧ отвечать на эти вопросы. Да если даже Ваш пистолет еще не сдан, то наверняка командир подумает много раз прежде, чем поставить Вас в наряд с оружием.

В караул Вас точно не поставят, потому что это очень ответственный наряд и заступать должен офицер только с подчиненным ему подразделением.

Если все эти доводы Вам не помогут убедить Вашего командира не ставить Вас в наряд, и Вы будете в результате тактически правильно лавировать от нарядов или поездок в командировку, в связи с тем, что официально и документально заболели или на разводе пожаловались на здоровье и морально-психологическую неустойчивость. А командир попытается Вас лишить ЕДВ или подвести увольнение под НУК, то тут 2 варианта. Либо собрать доказательную базу и обратиться по этому вопросу в суд, либо дотянуть до момента, когда Вас официально признают уволенным из ВС РФ, в связи с окончанием срока нахождения в распоряжении согласно ст. 13. п.2Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. “Вопросы прохождения военной службы “Положение о порядке прохождения военной службы”. При этом должен быть уже написан рапорт на увольнение, например по ОШМ, тогда под увольнение по НУК не подведут.

На счет того, как военнослужащий в распоряжении (за штатом) должен приходить на военную службу. В общих обязанностях не прописано о том, что военнослужащий в распоряжении (за штатом) обязан приходить на военную службу. Но, есть большое, НО… В статье 1.Общие обязанности военнослужащих п.16Устава внутренней службынаписано:

– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

– быть дисциплинированным…

Командиром части каждый учебный период издается приказ о введении регламента служебного времени, а именно распорядка дня, согласно которому военнослужащие руководствуются в повседневной служебной жизнедеятельности, то есть, в какое время суток приходить на построения, уходить на обед и с военной службы.

Отсюда и вытекает, что согласно первому пунктику Вы обязаны выполнить приказ командира части и соблюдать регламент служебного времени. А если Вы «забьёте болт» на построения, то тут вступает в силу второй пунктик этой статьи, а именно согласноДисциплинарного устава ВС РФПриложению № 7 п.

1 к грубым дисциплинарным проступкам относятся отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.

А за систематическое нарушение распорядка дня могут применить дисциплинарные наказания, согласно п. 61, 67 и 68Дисциплинарного устава ВС РФ. То есть сначала объявят выговор, потом строгий выговор, затем предупреждение о неполном служебном соответствии, а там далее могут уволить по НУК.

Поэтому лучше приходить, сначала каждый день на построение утром и после обеда, потом можно каждый день только утром, затем начинаете сводить этот момент к минимуму. Сначала Вас пожурят, но потом все привыкнут, да и забывать станут, в связи с собственной загруженностью по военной службе и Вы спокойно будете теперь приходить только по понедельникам на построение.

Но если Ваш командир пойдет на принцип и захочет, чтобы Вы находились на территории части каждый день согласно распорядка дня, а Вам необходимоотлучиться с территории воинской части по личным обстоятельствам, то тут придёт на помощьВоенная смекалка.

На счет «игры в десяточку». Если военнослужащий по контракту не появляется на службе менее десяти суток, то на него не могут завести уголовное дело, потому что согласно Уголовного кодекса Статьи 337:

3.

Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, – наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

О том, какое уголовное наказание в связи с не выходом на службу менее 10 суток военнослужащего по контракту в Уголовном кодексе РФ не оговаривается, а значит, за такое деяние уголовного наказания нет.

То есть к военнослужащему по контракту за невыход на военную службу менее десяти суток могут применить только дисциплинарные наказания, о которых писалось выше. Но не стоит заблуждаться в том, что если Вы просто пришли в воинскую часть раз в десять суток и прошлись по ней, то значит все, «в десяточку сыграли».

Не тут-то было, потому что этот момент не является фактом Вашего исполнения служебных обязанностей. СогласноПостановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 3 апреля 2008 г «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»п.

13 в тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается. Поэтому необходимо прийти на построение, отстоять его, выслушать нарекания командира части, плюс к этому покажитесь на глаза как больше Вашим сослуживцам и бывшим командирам и все, считайте, что Вы «сыграли в десяточку».

Так что, исходя из всего вышеперечисленного, максимум, что потребуют от Вас нормальные командиры, это приходить на построение и возможно отправят в командировку, которая не связана с должностными обязанностями (например, за молодым пополнением).

Если Вы не желаете пока увольняться из ВС РФ и Ваша выслуга лет в календарном исчислении десять лет и более, то можетеотсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении.

Источник: http://urzachita.ru/page/obyazannosti-voennosluzhaschego-v-rasporyazhenii-za-shtatom

Порядок увольнения военнослужащего

Порядок вывода военнослужащего в распоряжение

Самовольно бросить службу, когда вдруг возникнет такое желание, военные не могут. Их увольнение может производиться только на основании Федерального законодательства и Устава. Однако порядок увольнения периодически изменяется, так как внутренние армейские указы и постановления регулярно вносят в некоторые аспекты процедуры свои корректировки.

Порядок увольнения с военной службы

Порядок увольнения с военной службы регламентирован Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности» (раздел 7). Механизм достаточно прост:

  • Если причиной увольнения стали нарушения со стороны армейца, то издается приказ командования.
  • Подается рапорт, если причиной ухода стало желание служащего или возникли независящие от него обстоятельства.

После подачи рапорта происходят такие процедуры:

  • В течение месяца рапорт изучается начальством (подавать его следует за месяц до увольнения).
  • Причины, указанные в поданном рапорте, тщательно проверяются: при необходимости назначают медицинское освидетельствование или проводят аттестацию.
  • После принятия командиром положительного решения армеец исключается из списков личного состава.
  • Подписывается обходной лист и производится расчет денежных выплат.
  • В военный комиссариат по месту регистрации передаются необходимые документы.

Основания

Основания для увольнения могут быть следующими:

По состоянию здоровья по болезни

Одним из оснований для увольнения с военной службы могут стать проблемы со здоровьем, подтвержденные выводом военно-врачебной комиссии. ВВК производит медицинское освидетельствование армейца и выносит вердикт о его годности к несению службы согласно Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

Существует перечень заболеваний, наличие которых может послужить причиной ухода со службы:

  • ВИЧ.
  • Туберкулез.
  • Психосоматические нарушения.
  • Проблемы опорно-двигательной системы, вследствие которых исполнение должностных обязанностей ограничивается.
  • Различные венерические заболевания.
  • Болезни крови.
  • Слепота.
  • Глухота.
  • Злокачественные опухоли.
  • Заболевания нервной системы, из-за которых происходит функциональный сбой конечностей.
  • Различные кожные заболевания.
  • Сердечно-сосудистые заболевания, в том числе нарушения в давлении.

ВНИМАНИЕ! Разработаны категории годности к военной службе: категория «В» означает признание ограниченной годности к военной службе, категория «Д» — полную непригодность. Некоторые заболевания позволяют присвоить категорию «В» и признать военнослужащего ограниченно годным к продолжению службы.

Если армеец признан ограниченно годным к службе — он имеет право продолжить работу. Только при этом должность должна быть подобрана такая, которая позволит выполнять должностные обязанности, соответствующие его здоровью.

В случае увольнения по данному основанию необходимы будут следующие действия:

  • Военнослужащий проходит обследование и получает заключение ВВК о состоянии своего здоровья. В документе могут быть обозначены причины болезни:
  • Общее заболевание.
  • Последствия радиационного облучения.
  • Военная травма.

Далее следует написание рапорта командиру на увольнение по состоянию здоровья. К рапорту подкладывается врачебное заключение.

Командир проводит личную беседу со служащим, причем, содержание ее четко фиксируется в специальной форме, в которой отражаются:

  • Основание для увольнения.
  • Заключение ВВК.
  • Просьбы и пожелания служащего.
  • Военный стаж.
  • Наличие собственного жилья.

Кроме командира в беседе могут принимать участие представители кадровой, юридической и финансовой службы.

ВАЖНО! На данном документе (листе беседы) должны стоять подписи всех присутствующих лиц.

После проведенной беседы оформляется представление к увольнению (непосредственным командиром).
Документы: рапорт, медицинское заключение, представление к увольнению и ксерокопия листа беседы направляются командиру, который имеет право издать приказ об увольнении.

По окончании контракта

Уход со службы по данному основанию означает, что армеец освобождается от всех обязательств, прописанных в контракте (в связи с окончанием его действия) и отправляется в отставку (при достижении предельно допустимого возраста) или в запас.

ВАЖНО! Расторгнуть отношения можно не только при выходе на пенсию, но и раньше. Большинство же старается уволиться таким образом, чтобы получить сразу военную пенсию и максимальный объем положенных привилегий.

При несоблюдении условий

У этой формулировки может быть два значения:

  • Нарушения со стороны командования.
  • Несоблюдение условий контракта военнослужащим.

В первом случае к наиболее распространенным причинам нарушений относятся:

  • Задержка выплат положенного денежного довольствия.
  • Различные нарушения в обеспечении (продовольственном, вещевом, жилищном).
  • Условия прохождения службы не соответствуют законодательным нормам.

ВАЖНО! Если нарушение повторяется не менее трех раз, оно считается систематическим.

Во втором случае инициатором увольнения становится командование.

Чаще всего причинами являются:

  • Несоблюдение условий контракта.
  • Утрата доверия.
  • Приговор решения суда.
  • Лишение воинского звания.
  • Выговор (не первый).

По собственному желанию

Допускается увольнение по желанию армейца только при наличии следующих обстоятельств:

  • Достигнут предельный возраст и желания служить дальше нет.
  • Постоянно нарушаются права военнообязанного со стороны командования.
  • Если принято решение поменять военную службу на выборную должность (при этом избрание должно быть подтверждено).
  • Военнослужащий признан ограниченно годным к службе (по решению ВВК).
  • Личные обстоятельства сложились так, что требуется постоянное пребывание армейца в семье.
  • Порядок ухода со службы в этом случае выглядит таким образом:
  • Появление причины для ухода.
  • Сбор документов, необходимых для подтверждения имеющегося основания.
  • Подача рапорта (с обязательным указанием основания) командиру или в кадровую службу.
  • Беседа с командиром.
  • Получение решения аттестационной комиссии.
  • Получение приказа об увольнении или уведомления об отказе.
  • Получение положенных при расчете выплат.
  • Исключение из личного состава.

ВНИМАНИЕ! В случае отказа принимать рапорт нужно отправить его по почте заказным письмом с уведомлением на имя командира (и описью).

Пенсионера

После 20 лет службы в армии военный пенсионер имеет право выйти в отставку или продолжить службу и заключить новый контракт.

Порядок прохождения процедуры:

  • За 6 месяцев до нужной даты военного пенсионера информируют об увольнении.
  • Затем он подает рапорт на имя командира (в произвольной форме) с указанием личных данных и причины увольнения.
  • В обязательном порядке проверяется выслуга лет и наличие в собственности жилья.
  • Предоставляются заранее все неиспользованные отпуска, так как они должны закончиться до того момента, как будет издан приказ об увольнении.
  • Проводится личная беседа непосредственного начальника с заявителем, составляется протокол беседы.
  • Издается приказ, на основании которого производят соответствующие выплаты. Суммы денежных выплат зависят от выслуги лет, звания и особенностей службы.
  • После того, как получены все документы, военный пенсионер передает их в военный комиссариат по месту проживания (для начисления единовременных и регулярных выплат).

Незаконное

Увольнение будет считаться незаконным, если нарушены следующие условия:

  • Контрактник не достиг предельного возраста и не выслужил срок, необходимый для назначения пенсии.
  • Пребывает в командировке.
  • Находится на больничном.
  • Находится в отпуске (очередном, дополнительном, ученическом, декретном).
  • Выслуга составляет более 10 лет, все документы, подтверждающие нуждаемость в жилье, были оформлены, но ни жилищным сертификатом, ни недвижимостью не был обеспечен.
  • Женщина-военнослужащая находится в состоянии беременности.

Незаконное увольнение может быть в течение трех месяцев обжаловано в суде.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Министр обороны два раза в год (весной и осенью) издает приказы об увольнении в запас военнослужащих срочной службы.

После увольнения они должны явиться в военные комиссариаты по месту жительства и иметь на руках:

  • Предписание в военкомат.
  • Учетно-послужную карточку.
  • Военный билет.
  • Карту психологического отбора.
  • Перевозочные документы (воинские) к месту жительства.

ВНИМАНИЕ! За надлежащее оформление документов и обеспечение увольнения ответственность несет командование воинских частей.

Увольнение с контрактной службы

Действия командования:

  • Производится сбор данных о прохождении армейцем службы (обязательно нужна информация о выслуге лет).
  • С полученными сведениями ознакамливают увольняющегося.
  • Создается аттестационная комиссия.
  • Проводится беседа (под протокол).
  • Издается приказ и насчитываются положенные выплаты.

Действия контрактника:

  • Служебные обязанности исполняются до даты окончания действия контракта.
  • Удостовериться в наличии приказа, расписаться об ознакомлении.
  • Получить все положенные суммы денег.

ВНИМАНИЕ! При желании продолжить службу далее необходимо пройти переобучение на специальных курсах.

Сроки увольнения по контракту

  • Для рассмотрения рапорта командиром — 30 суток.
  • Для работы аттестационной комиссии — 7 суток.
  • Издание приказа — 3 дня.
  • Исключение из списков.

Выходное пособие при увольнении военнослужащих

Выходное пособие рассчитывается на основании Федерального закона РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и состоит из следующих сумм:

  • При наличии выслуги более 20 лет выплачивается 7 окладов денежного содержания.
  • При длительности военной службы менее 20 лет полагается 2 оклада денежного содержания.
  • Помимо этого выплачивается премия в размере от 5% до 25% от оклада денежного содержания.

Что положено при расформировании из части

При расформировании из части полагается:

  • Подъемное пособие — оклад денежного содержания на армейца и по 25: от оклада на каждого члена его семьи.
  • Суточные — за каждый день нахождения в дороге.

Порядок действий

Сначала подготавливается необходимый пакет документов, затем пишется рапорт.

Документы

Список документов выглядит таким образом:

  • Ксерокопия листа, оформленного в процессе личной беседы.
  • Ксерокопия листа с итогами аттестации.
  • Рапорт об увольнении.
  • Медицинские документы (при необходимости).

Образец рапорта

ВНИМАНИЕ! Рапорт пишется только собственноручно.

Необходимо выполнить следующие шаги:

  • В верхнем правом углу указать — кому предназначено заявление.
  • В тексте кроме изложения просьбы нужно обозначить причины увольнения.
  • Прописывается расчет выслуги лет, а также согласие или отказ на прохождение ВВК.
  • Излагаются сведения о наличии или отсутствии собственного жилья.
  • Ниже указывается адрес военного комиссариата, в которой далее нужно отправить личное дело.
  • Перечисляются все требуемые при увольнении документы.
  • В самом конце ставится ФИО заявителя, его должность и звание, дата, подпись.

В итоге можно сделать вывод, что увольнение военнослужащего четко регламентировано. Имеются несколько вариантов ухода армейца со службы и в каждом случае есть свои нюансы, свой определенный порядок. Разработан порядок увольнения на федеральном уровне и никакими региональными локальными актами ничего изменить не получится.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/poriadok-uvolneniia-voennoslujascego-5c10fc6937384800ad7c9389

Особенности нахождения военнослужащих в распоряжении командира

Порядок вывода военнослужащего в распоряжение

“Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2007, N 10

Иногда военнослужащие по определенным причинам не могут уволиться с военной службы, например, у них отсутствует положенная календарная выслуга лет, которая дает право на жилищное обеспечение.

В таком случае одним из решений может стать зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника).

В статье рассмотрен порядок данного зачисления, а также особенности выплат денежного довольствия таким военнослужащим и предоставляемые им законодательством гарантии.

Порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира

Основным документом, регулирующим порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Федеральный закон N 53-ФЗ). В соответствии с ним военнослужащий проходит военную службу на воинской должности.

Исключение сделано для военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира на основаниях, приведенных в п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ.

В то же время в Законе не раскрывается, что считать зачислением военнослужащего в распоряжение командира, а представленный в нем перечень оснований неокончательный, и он может быть расширен иными законодательными актами.

В частности, таким документом, как Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 “Вопросы прохождения военной службы”, утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы (далее – Положение о военной службе).

В нем даны определение зачисления военнослужащего в распоряжение командира и более широкий перечень условий такого зачисления по сравнению с представленным в указанной статье Федерального закона N 53-ФЗ. Исходя из п. 1 ст.

13 Положения о военной службе для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Также в Положении о военной службе определены сроки, на которые осуществляется зачисление военнослужащего в распоряжение командира:

а) в случае освобождения от воинской должности (должности) – не более чем на три месяца;

б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более чем на шесть месяцев;

в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу. Одним из условий отстранения военнослужащего от должности является совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства). Как определено ст.

114 УПК РФ, оно осуществляется на основании вынесенного в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора следователем военной прокуратуры ходатайства перед судом об отстранении от должности при привлечении военнослужащего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Ходатайство представляется судье, который в течение 48 часов выносит постановление, определяющее временное отстранение военнослужащего от должности или отказ в этом. Согласно пп. “в” п. 2 ст.

13 Положения о военной службе исполнение постановления суда об отстранении военнослужащего от должности производится, как правило, не на основании приказа об отстранении от должности, а путем освобождения его от должности и зачисления в распоряжение командира до вынесения судом решения. Однако исходя из п. 1 ст.

13 Положения о военной службе исполнение названного подпункта является правом, а не обязанностью командира – он имеет право издать приказ о временном отстранении военнослужащего от должности.

Какой может быть выход из этой ситуации у военнослужащего? В соответствии со ст. 114 УПК РФ отстранение от должности отменяется, если в этом нет необходимости. После чего изданный ранее приказ о временном отстранении военнослужащего от должности признается утратившим силу;

г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе – до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе). Исходя из п. 34 данного Положения в отношении военнослужащего, признанного негодным к военной службе, военно-врачебная комиссия выносит заключение о необходимости предоставления освобождения до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части;

д) в связи с переводом из ВС РФ в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – не более чем на три месяца;

е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца – до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;

ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного – до его освобождения;

з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, – до окончания этого отпуска;

и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ и Положением о военной службе, – до его исключения.

На военнослужащих, зачисляемых в распоряжение командира (начальника), в соответствии с Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Минобороны России от 30.09.

2002 N 350, оформляется представление по утвержденной форме, которое направляется через кадровые органы учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, соответствующим должностным лицам.

Помимо представления направляются:

  • копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);
  • личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом);
  • рапорт военнослужащего о согласии с назначением – в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе военнослужащего).

В учреждениях силовых ведомств издаются ведомственные нормативные документы, регулирующие как порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, так и выплату денежного довольствия таким военнослужащим.

Например, в ФСБ России это Приказ N 367 , в МВД России – Приказ N 680 , в ФСО России – Приказ N 121 .

Принимая во внимание, что данные Приказы практически идентичны, рассмотрим порядок зачисления военнослужащего в распоряжение командира в органах ФСБ России.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/1982-osobennosti-naxozhdeniya-voennosluzhashhix-rasporyazhenii-komandira

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.