Как правильно оформить характеристику

Как пишутся характеристики на человека

Как правильно оформить характеристику

Обзоры КонсультантПлюс

Характеристика — это документ, в котором работодатель дает оценку личным и профессиональным качествам сотрудника. Она необходима для суда, кредиторов, при трудоустройстве на новую должность.

Обязан ли работодатель ее выдавать

Некоторые считают, что такая бумага — пережиток прошлого, но если в отдел кадров или к руководству организации поступил письменный запрос о ее представлении, работнику нельзя отказать. С учетом ст.

62 ТК РФ такой документ с места работы представляют не позднее трех рабочих дней со дня обращения.

Эта норма распространяется не только на тех подчиненных, которые числятся в компании в настоящий момент, но и на тех, с кем трудовые отношения уже расторгнуты, — для них оформляется характеристика с последнего места работы (Определение Московского городского суда от 08.09.2011 по делу №33-28750).

Рекомендацию вправе запросить не только сам работник, но и государственные органы. Зачем она нужна? Вот лишь небольшой список ситуаций, когда ее спрашивают:

  • при трудоустройстве на новую должность;
  • при оформлении кредита;
  • при обращении в органы опеки;
  • для предоставления в учебное заведение;
  • при награждении премией, государственной наградой;
  • для суда.

В зависимости от места, куда адресуется документ, выбираются акценты и формулировки качеств работника.

Разновидности

Внешние — это те документы, которые представляются в другие организации или государственные органы. При их составлении необходимо уточнить у работника цель запроса — от этого зависит стиль написания и форма изложения.

Внутренние характеристики применяются, например, при переводе сотрудника в другой отдел или в другое подразделение, на повышение в пределах организации, где он трудится. В таком документе обязательно делают акцент на деловых качествах и рабочих навыках сотрудника.

В некоторых случаях кадровый специалист просит подготовить документ непосредственного начальника характеризуемого, в общих чертах рассказав ему, как написать характеристику на работника, и снабдив его образцом.

Это допустимо и даже правильно, особенно если в отделе кадров работает новый человек, который плохо знаком с коллегами, или коллектив настолько большой, что кадровику сложно оценивать качества того или иного человека.

Отметим, что работодатель не обязан согласовывать текст с работником. Но если тот не согласен с содержанием, то вправе оспорить документ в судебном порядке.

Общие требования

В действующем российском законодательстве отсутствует какой-либо шаблон для составления такого документа. Тем не менее общие правила все-таки существуют.

Бумагу оформляют на официальном бланке организации. Если такой не утвержден внутренним распорядком предприятия, то в бланке указываются полные реквизиты, особенно если его официально требует какое-либо учреждение.

Рассмотрим подробнее, как правильно оформить характеристику на работника. В ней следует указать:

1. Персональные данные, которые включают в себя Ф.И.О. лица, дату рождения, семейное положение, данные о воинской службе и образовании, сведения о наличии различных наград.

2. Сведения о работе. Раздел содержит информацию о стаже работы, о времени принятия, о кадровых перемещениях в пределах данной организации, сведения о трудовых достижениях и профессиональных навыках лица.

Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т.д., то об этом тоже стоит упомянуть. Кроме того, в данном разделе указываются сведения о наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т.п.

) или дисциплинарных взысканий.

3. Личные качества. Данная информация является самой важной. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества.

Если же работник является исполнителем, то следует указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т.д.

Также в данном разделе надо раскрыть взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

Поскольку это официальный документ, необходимо, чтобы его подписал руководитель организации. Обязательны подпись и печать (если последняя есть в компании). Важно не забыть поставить дату составления.

Еще один практический совет: постарайтесь уместить всю информацию на одном листе.

О чем писать

Главное требование к документу — объективность. В итоге общее описание должно создать образ характеризуемого человека и помочь сформировать правильное мнение о нем.

При этом содержание меняется в зависимости от того, для кого готовится рекомендация. Если работник намерен обратиться в органы опеки с целью усыновления следует особо отметить его личные качества: например, доброжелательность, заботливость, хорошие манеры.

Если рабочего планируется продвинуть по карьерной лестнице или ему необходимо трудоустроиться на новом месте, тут пригодятся такие эпитеты, как «исполнительный», «инициативный», «ответственный».

Для суда важны подробности того, насколько человек честный, как относится к своим обязанностям, какие отношения у него сложились с коллегами.

Источник: https://itakstr.ru/kak-pishutsya-harakteristiki-na-cheloveka/

Характеристика с места работы: как написать, как правильно оформить

Как правильно оформить характеристику

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Характеристика с места работы пишется в произвольной форме. Это не означает, что к составлению документа можно отнестись небрежно, так как  от содержания характеристики зависит реализация множества прав граждан. Разберем, как правильно оформить характеристику с места работы, куда можно представить этот документ.

Зачем нужна характеристика

В нормативных актах нет требований об обязательном представлении характеристик. Однако такая необходимость может возникать, если нужно подтвердить уровень квалификации и профессионализма сотрудника, его деловую репутацию, отношение к исполнению трудовых обязанностей, коллегам по трудовому коллективу. Вот где может понадобиться характеристика с места работы:

  1. при рассмотрении уголовных, административных и гражданских дел в судах;
  2. при поиске нового места работы или заключении трудового договора с работодателем;
  3. при направлении на обучение, на курсы повышения квалификации;
  4. при рассмотрении документов о повышении должности, иных направлений карьерного роста;
  5. в иных целях.

Целесообразно попросить работодателя оформить характеристику при увольнении. Даже если этот документ не понадобится в ближайшем будущем, вам не придется обращаться за его получением позже. Кроме того, если предприятие будет ликвидировано, получить характеристику вы не сможете по объективным причинам.

Как заказать характеристику

В ТК РФ отсутствует норма об оформлении характеристик с места работы. Однако документ подпадает под требования ст. 61 ТК РФ.

Работодатель обязан выдать сотруднику, в том числе уволенному, любой документ, связанный с его трудовой деятельностью. Характеристика содержит данные о периоде работы и иные аналогичные сведения.

Поэтому администрация предприятия обязана оформить характеристику в течение 3-х дней после получения заявления от гражданина.

Как правильно написать характеристику

Стандартным вариантом является составление характеристики в письменной форме. Не запрещено оформление документа в электронном виде, однако использовать такой документ можно с существенными ограничениями. Обязательными реквизитами характеристики с места работы являются:

  • исходящий регистрационный номер организации или ИП (каждый документ должен регистрироваться во внутренних журналах);
  • точные сведения об организации или ИП, соответствующие ЕГРЮЛ или ЕГРИП (наименование организации, ИНН, ОГРН и иные идентификаторы);
  • подпись руководителя с расшифровкой, ссылка на должность;
  • печать юридического лица или ИП (при ее наличии).

Если предприятие использует типовой бланк с исходящим штампом, он также должен присутствовать на характеристике. Регистрационный номер документа может понадобиться для проверки подлинности характеристики. Например, такой запрос может направить суд или должностное лицо правоохранительных органов.

Оформлять документ может любой специалист, уполномоченный руководством предприятия. Как правило, оформлением характеристик занимаются специалисты кадрового отдела, которые работают с документами каждого сотрудника. Также оформление бланка могут поручить делопроизводителю.

характеристики будет зависеть от множества факторов – от занимаемой должности и непосредственного места работы до цели назначения документа. Выделим блок сведений, которые указываются в характеристике практически в любом случае:

  1. личные данные гражданина, на которого оформляется документ;
  2. период работы на предприятии (дата приема на работу и увольнения);
  3. занимаемая должность, профессия (эти данные должны соответствовать трудовому договору и штатному расписанию);
  4. место фактической работы в пределах предприятия (подразделение, участок, цех, филиал и т.д.);
  5. объем основных функциональных обязанностей;
  6. сведения о квалификации сотрудника (образование, курсы повышения квалификации и переподготовки, дополнительные навыки);
  7. деловые навыки – управление коллективом, самостоятельность в принятии решений, отношение к порученным задачам;
  8. деловая репутация – оценка профессиональных качеств со стороны руководства, коллег, клиентов и контрагентов;
  9. характеристика личности, взаимоотношений с коллегами, с руководством;
  10. сведения о наградах, благодарностях, поощрениях;
  11. общая характеристика гражданина с учетом всех показателей.

При подготовке характеристики нужно учитывать сведения кадровой документации – приказов о приеме на работу и увольнении, трудовых договоров, табелей учета рабочего времени, журналов поощрений, трудовой книжки.

При недостоверности данных работник вправе потребовать изготовления новой характеристики.

В исключительных случаях, можно оспорить содержание характеристики в суде (например, если возник конфликт и работодатель заведомо порочит репутацию бывшего или действующего сотрудника).

Кто может получить характеристику

Выдать характеристику на предприятии обязаны любому действующему или уволенному сотруднику. Ограничений по срокам обращения за документом в законе не предусмотрено.

Кроме самого гражданина, получить характеристику может:

  • его представитель, если такое полномочие указано в доверенности (например, адвокат при защите по судебному делу);
  • правоохранительные органы, так как сведения характеристики могут рассматриваться как смягчающее обстоятельство в уголовном или административном деле;
  • судебные органы (например, если решается вопрос об определении места жительства ребенка с одним из родителей);
  • иные уполномоченные ведомства.

Гражданин, на которого оформляется характеристика, может устно обратиться к руководству предприятия, либо подать письменное заявление. Иные лица смогут получить характеристику с места работы только при подтверждении полномочий, либо по официальному запросу от государственных ведомств.

Приложение:

Характеристика с места работы (образец)

Источник: https://law03.ru/labor/article/kak-pravilno-napisat-xarakteristiku-s-mesta-raboty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.