Этапно заградительная комендатура

Конец сказке о заградотрядах

Этапно заградительная комендатура

(В связи с провокацией видеохостингов идут восстановительные работы.

Есть обновления)

Что прикрывает маска демократии

Кто написал Библию

Сталинский МПЭ и как Хрущёвэто поламал

История России: От Февраля кОктябрю

История России Первая мироваявойна

Первая мировая война(2)

Первая мировая война.-(3)

Задачи коммунистического движенияРоссии

Фашизм  в научном и вульгарном  понимании-М.В.Попов

Патриотизм и классовая борьба

“Чем хуже, темлучше?”

Основы политэкономии- ЯброваТ.И.

«Задачи коммунистического движенияРоссии»- Тюлькин В.А.

Чудеса Советской власти

О типичных заблуждениях левыхактивистов  (части 1 – 2)

“Развалу СССР мысопротивлялись!”-В.А. Тюлькин

Как Хрущев разрушал СССР

Ленинская концепция партийногостроительства

Советы как форма диктатуры пролетариата

Кому выгодно убивать людей внедряяв нашу жизнь ГМО?

Марксистское пониманиеотмирания государства

(В связи с провокацией видеохостингов идут восстановительные работы.

Есть обновления)

Что прикрывает маска демократии

Кто написал Библию

Сталинский МПЭ и как Хрущёвэто поламал

История России: От Февраля кОктябрю

История России Первая мироваявойна

Первая мировая война(2)

Первая мировая война.-(3)

Задачи коммунистического движенияРоссии

Фашизм  в научном и вульгарном  понимании-М.В.Попов

Патриотизм и классовая борьба

“Чем хуже, темлучше?”

Основы политэкономии- ЯброваТ.И.

«Задачи коммунистического движенияРоссии»- Тюлькин В.А.

Чудеса Советской власти

О типичных заблуждениях левыхактивистов  (части 1 – 2)

“Развалу СССР мысопротивлялись!”-В.А. Тюлькин

Как Хрущев разрушал СССР

Ленинская концепция партийногостроительства

Советы как форма диктатуры пролетариата

Кому выгодно убивать людей внедряяв нашу жизнь ГМО?

Марксистское пониманиеотмирания государства

Page 3

(В связи с провокацией видеохостингов идут восстановительные работы.

Есть обновления)

Что прикрывает маска демократии

Кто написал Библию

Сталинский МПЭ и как Хрущёвэто поламал

История России: От Февраля кОктябрю

История России Первая мироваявойна

Первая мировая война(2)

Первая мировая война.-(3)

Задачи коммунистического движенияРоссии

Фашизм  в научном и вульгарном  понимании-М.В.Попов

Патриотизм и классовая борьба

“Чем хуже, темлучше?”

Основы политэкономии- ЯброваТ.И.

«Задачи коммунистического движенияРоссии»- Тюлькин В.А.

Чудеса Советской власти

О типичных заблуждениях левыхактивистов  (части 1 – 2)

“Развалу СССР мысопротивлялись!”-В.А. Тюлькин

Как Хрущев разрушал СССР

Ленинская концепция партийногостроительства

Советы как форма диктатуры пролетариата

Кому выгодно убивать людей внедряяв нашу жизнь ГМО?

Марксистское пониманиеотмирания государства

Page 4

(В связи с провокацией видеохостингов идут восстановительные работы.

Есть обновления)

Что прикрывает маска демократии

Кто написал Библию

Сталинский МПЭ и как Хрущёвэто поламал

История России: От Февраля кОктябрю

История России Первая мироваявойна

Первая мировая война(2)

Первая мировая война.-(3)

Задачи коммунистического движенияРоссии

Фашизм  в научном и вульгарном  понимании-М.В.Попов

Патриотизм и классовая борьба

“Чем хуже, темлучше?”

Основы политэкономии- ЯброваТ.И.

«Задачи коммунистического движенияРоссии»- Тюлькин В.А.

Чудеса Советской власти

О типичных заблуждениях левыхактивистов  (части 1 – 2)

“Развалу СССР мысопротивлялись!”-В.А. Тюлькин

Как Хрущев разрушал СССР

Ленинская концепция партийногостроительства

Советы как форма диктатуры пролетариата

Кому выгодно убивать людей внедряяв нашу жизнь ГМО?

Марксистское пониманиеотмирания государства

Page 5

(В связи с провокацией видеохостингов идут восстановительные работы.

Есть обновления)

Что прикрывает маска демократии

Кто написал Библию

Сталинский МПЭ и как Хрущёвэто поламал

История России: От Февраля кОктябрю

История России Первая мироваявойна

Первая мировая война(2)

Первая мировая война.-(3)

Задачи коммунистического движенияРоссии

Фашизм  в научном и вульгарном  понимании-М.В.Попов

Патриотизм и классовая борьба

“Чем хуже, темлучше?”

Основы политэкономии- ЯброваТ.И.

«Задачи коммунистического движенияРоссии»- Тюлькин В.А.

Чудеса Советской власти

О типичных заблуждениях левыхактивистов  (части 1 – 2)

“Развалу СССР мысопротивлялись!”-В.А. Тюлькин

Как Хрущев разрушал СССР

Ленинская концепция партийногостроительства

Советы как форма диктатуры пролетариата

Кому выгодно убивать людей внедряяв нашу жизнь ГМО?

Марксистское пониманиеотмирания государства

Page 6

(В связи с провокацией видеохостингов идут восстановительные работы.

Есть обновления)

Что прикрывает маска демократии

Кто написал Библию

Сталинский МПЭ и как Хрущёвэто поламал

История России: От Февраля кОктябрю

История России Первая мироваявойна

Первая мировая война(2)

Первая мировая война.-(3)

Задачи коммунистического движенияРоссии

Фашизм  в научном и вульгарном  понимании-М.В.Попов

Патриотизм и классовая борьба

“Чем хуже, темлучше?”

Основы политэкономии- ЯброваТ.И.

«Задачи коммунистического движенияРоссии»- Тюлькин В.А.

Чудеса Советской власти

О типичных заблуждениях левыхактивистов  (части 1 – 2)

“Развалу СССР мысопротивлялись!”-В.А. Тюлькин

Как Хрущев разрушал СССР

Ленинская концепция партийногостроительства

Советы как форма диктатуры пролетариата

Кому выгодно убивать людей внедряяв нашу жизнь ГМО?

Марксистское пониманиеотмирания государства

Источник: http://le-tireur.ucoz.ru/publ/2-1-0-98

Итоги работы органов ВОСО в период Великой Отечественной войны | СМИ Oboznik – личность, общество, армия, государство

Этапно заградительная комендатура
11 Сентябрь 2018

ИЗ ИТОГОВ РАБОТЫ ТЫЛА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ № 01764. 26 июня 1946 г.

А. ОРГАНЫ ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ

Общий объем централизованных перевозок за годы Великой Отечественной войны составил 9 305 257 вагонов, кроме того были выполнены большие перевозки импортных грузов, трофейного имущества и оборудования, а также значительные по объему внутрифронтовые оперативные и снабженческие перевозки, осуществляемые распоряжением фронтов.

Мобилизация перевозки

За период мобилизации в первые дни войны перевезено 1 579 эшелонов — 58 401 вагон.

Оперативные перевозки

За период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года оперативные перевозки выполнены в следующих размерах:

.

Снабженческие перевозки

Объем снабженческих перевозок централизованного планирования составил 4 970 тысяч вагонов, или 53% к общему объему воинских перевозок по централизованному плану.

Удельный вес снабженческих перевозок составил : 1941 г. — 18%, 1942 г. – 56%, 1943 г. – 58%, 1944 г. – 59% и 1945 г. – 70% по отношению к общему объему воинских перевозок. Это вызывалось ростом технической оснащенности Красной Армии.

По роду грузов снабженческие перевозки характеризуются:

Боеприпасы — 1 435 606 вагонов — 29,2%;Вооружение, технические и интендантские грузы 1 173 007 вагонов — 23,5%;Горюче-смазочные материалы — 1 386 016 вагонов — 27,9%;

Продовольствие и фураж 976 101 вагон — 19,4%.

Из этого количества непосредственно для фронтов перевезено (в вагонах): боеприпасов — 437 358, вооружения, технических и интендантских грузов — 223085, горюче-смазочных материалов — 715 436, продовольствия и фуража – 556 391.

Санитарная эвакуация

Для санитарной эвакуации было сформировано: постоянных военно-санитарных поездов — 260, временных военно-санитарных поездов — 137 и санитарных летучек — 300.

В 1941 году в эксплуатации находилось 272 военно-санитарных поезда. В последующие годы работа военно-санитарных поездов характеризуется:

.

Скорость продвижения военно-санитарных поездов в среднем в сутки составила: груженых от 250 до 350 километров, порожних от 150 до 200 километров.

Водные перевозки

Во время войны водный транспорт широко использовался для воинских перевозок и оказывал значительную помощь железнодорожному и автомобильному транспорту.

Оперативные перевозки были выполнены водным транспортом в следующем объеме:

людей — 5 367,9 тыс.лошадей — 213 тыс.орудий — 10,6 тыс.танков — 4,6 тыс.автомашин — 48,9 тыс.тракторов — 4,8 тыс.

грузов — 823,8 тыс. т

Кроме того было перевезено 21,4 млн. тонн грузов, в том числе речным транспортом 14,1 млн. т, из них по Нижне-Волжскому бассейну 3,4 млн. тонн и морским транспортом 7,3 млн. тонн, в том числе по Каспийскому морю 4,2 млн. тонн.

По роду грузов снабженческие перевозки, выполненные морским и речным транспортом, характеризуются (в тыс. т):

.

Воздействие авиации противника на железные дороги

За четыре года войны вражеская авиация сделала более 19 тысяч налетов, сбросила на железнодорожные объекты около 250 тысяч авиабомб, повредила и уничтожила 3175 паровозов, более 66 000 вагонов, 375 искусственных сооружений, 5072 служебно-технических здания, около 3000 стрелочных переводов, разрушила 1483,6 километра пути и более 29 000 проводо-километров желдорсвязи.

Авиация противника помимо одиночных налетов производила массированные налеты на крупные железнодорожные узлы: Брест, Белосток, Минск, Молодечно, Гродно, Смоленск, Брянск, Вязьма, Бологое, Ленинград, Сталинград, Воронеж и многие другие.

Несмотря на значительные разрушения отдельных объектов, в особенности желдорузлов, существенных нарушений воинских перевозок, тем более полного срыва перевозок допущено не было

Восстановление железных дорог, разрушенных противником

Разрушения железных дорог, произведенные немецкими войсками, были осуществлены в таких масштабах, какие не знала ни одна война в прошлом.

На территории Советского Союза, оккупированной немецкими войсками, было выведено из строя 27 магистральных железнодорожных линий и частично разрушено 8 железнодорожных линий, общей эксплуатационной длиной 53 432 км, из коих разрушено 49 276 км.

За время войны было восстановлено:

Главные пути — 46 956 кмВторые пути — 3 122 кмСтанционные пути 19 195 кмМалые мосты и трубы 11 894 шт.Большие и средние ж.д. мосты — 2020 шт. с общим протяжением 202 236 пог. метровТоннели — 17 шт. длиною 12 965 пог. метровВодоснабжение — 1677 пунктовСвязь — 504 322 пр/кмДепо — 181 шт. с общим числом стойл 1090

Гражданских и служебно-технических зданий — 1 264 786 куб.м

После вывода наших частей на государственную границу и освобождения территории Польши, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии и Германии из общего протяжения железнодорожной сети этих стран в 84 647 км под непосредственным руководством органов Военных сообщений были восстановлены:

Главные пути — 32 416 кмВторые пути — 3779 кмСтанционные пути — 11 522 кмТрубы и малые мосты — 2404 шт.Мосты больших и средних отверстий — 892 шт. общим протяжением 83 364 пог. метраТоннели — 29 шт., общим протяжением 10 625 пог. метровСвязь — 234 212 проводо-километровВодоснабжение — 956 пунктовДепо — 10 шт. с общим числом стойл — 80

Гражданских сооружений — 134 006 куб. м

Для обеспечения бесперебойного и бесперегрузочного подвоза войскам было перешито и эксплуатировалось по союзной колее на территории (в километрах):

Румынии — 595Польши — 2510

Германии — 210

Для обеспечения подвоза войскам за период войны в пределах фронтов было построено вновь 2450 км новых железнодорожных линий, которые сыграли крупную роль в обеспечении боевых действий наших войск. Из них важнейшими являются Кизляр — Астрахань, Сухуми — Бзыбь и Большой Московский обход.

Большую роль в снабжении наших войск, особенно в лесисто-болотистых районах, сыграли узкоколейные железные дороги.

За время Отечественной войны на театре военных действий было построено вновь 1588 км новых узкоколейных железнодорожных линий и восстановлено 1014 км.

За период войны узкоколейными железными дорогами было подвезено войскам 318 404 тонн различных грузов.

При вступлении наших войск на территории сопредельных стран, на союзную колею были восстановлены и перешиты, только основные ж.д. направления для основных фронтов.

Ко всем второстепенным направлениям ввиду недостатка порожняка союзной колеи, были широко использованы железные дороги и подвижной состав западно-европейской колеи.

Для обеспечения подвоза войскам на территории Польши, Румынии и Закарпатской Украины в стыках западно-европейской колеи с союзной были организованы перегрузочные районы.

Темпы восстановления и увеличения пропускной способности железных дорог

В период 1941-1943 гг. темп восстановлений не превышал 3-4 км в сутки, это объяснялось недостаточным техническим оснащением и отсутствием опыта у железнодорожных войск.

По мере накопления опыта, темп восстановления увеличивался и в отдельных наступательных операциях доходил до 12 км в сутки и более (1944-1945 гг.).

В целях недопущения разрушения железных дорог противником и захвата железных дорог в исправном состоянии, в частности, на 3-м Белорусском фронте (июнь 1944 г.) были использованы оперативные средства (танковые части и штурмовая авиация).

Так, например, одной из основных задач, поставленных перед Гвардейской штурмовой дивизией, являлась задача: “не дать противнику вывезти ни одного эшелона на запад и сохранить для страны железную дорогу Орша — Борисов“.

В результате успешного воздействия на противника танков и авиации, железные дороги и мосты в полосе наступления 3-го Белорусского фронта были захвачены слабо разрушенными.

Это решающее обстоятельство позволило вести восстановление ж.д. темпом 25 км в сутки и своевременно, без больших отрывов войск от снабжения, питать фронт всем необходимым.

Пропускная способность восстановленных ж.д. участков, после восстановления, как правило, составляла не более 5—6 пар поездов в сутки, со скоростью движения поездов 15—20 км в час.

Повышение пропускной способности до 12—15 пар достигалось примерно через месяц после открытия движения по восстановленному участку.

Такое неудовлетворительное положение явилось результатом того, что восстановление железных дорог в основном производилось за счет наличия местных ресурсов, которые были ограничены вследствие разрушений.

Эксплуатация железных дорог за границей

Эксплуатация железных дорог на заграничных дорогах в основном осуществлялась местными силами. Частично эксплуатационными железнодорожными полками и военно-эксплуатационными отделениями НКПС.

Руководство работой железных дорог осуществлялось начальниками военных сообщений фронтов, уполномоченными ЦУПВОСО при соответствующих министерствах путей сообщений.

За период с декабря 1944 г. по декабрь 1945 г. объем работы по перевозкам на заграничных дорогах составил: 1 025 622 вагона западно-европейской колеи.

Противовоздушная оборона поездов

Для организации ПВО поездов в пути следования, было сформировано 10 полков и 14 дивизионов ПВО, которые находились в подчинении органов военных сообщений.

За 1942—1943 гг. эти части ПВО сопроводили до 500 воинских поездов.

За 1944—1945 гг. частями ПВО прикрыто 28 077 воинских поездов, отражено вражеских атак 2387. Сбито и подбито самолетов противника 115.

Организация частей ПВО для прикрытия поездов в пути следования полностью себя оправдала.

Работа военно-продовольственных пунктов

В 1941 г. к началу войны на железных дорогах СССР для организации довольствия в пути следования воинских эшелонов, военно-санитарных поездов, команд и одиночно следующих военнослужащих было подготовлено и оборудовано 112 военно-продовольственных пунктов, из них 92 стационарных и 21 подвижный.

В ходе войны и, в особенности, с выходом наших войск за пределы государственной границы, сеть военпродпунктов была значительно увеличена.

К концу Великой Отечественной войны Центральное управление военных сообщений имело в своем составе 286 продпунктов, из них: 209 стационарных, 34 подвижных военпродпункта и 43 штатных отделения военпродпунктов и кроме того 191 отделение военпродпунктов на вокзалах.

Всего на военно-продовольственных пунктах, за весь период войны были обеспечены довольствием 8 179 222 чел.

Формирование подвижных учреждений Красной Армии

Для эвакуации раненых и больных бойцов и офицеров, сопровождения воинских эшелонов, для создания подвижных авиационных и артиллерийских мастерских и других ремонтных средств различных тыловых учреждений было создано 1607 подвижных учреждений, главнейшими из которых являлись:

Взводы ПВО по сопровождению воинских эшелонов — 638Постоянные военно-санитарные поезда — 260Временные военно-санитарные поезда — 137Санитарные летучки — 150Банно-прачечные и дезинфекционные поезда — 72Подвижные артиллерийские мастерские — 18Подвижные авиационные мастерские — 28Дивизионы бронепоездов — 46Бронепоезда ПБС — 96
Другие подвижные учреждения — 162

Все эти учреждения занимали 22 273 единицы железнодорожного подвижного состава.

Количество органов военных сообщений во время войны

К началу войны в органах военных сообщений было всего 2815 военнослужащих. В ходе войны сформированы: этапно-заградительные комендатуры, военно-распределительные комендатуры, этапно-пересыльные пункты, аппараты уполномоченных начальника ЦУП ВОСО КА на заграничных дорогах и другие органы военных сообщений.

К 1 января 1946 г. в органах военных сообщений было 32 937 чел. К концу войны с Германией на 1 мая 1945 г. органы военных сообщений имели 1430 единиц, из них:

УПВОСО фронта – 14Отделов ВОСО армий — 66Управлений Военных комендантов распорядительных станций.— 51Управлений Военных комендантов станций снабжения — 109Отделов ВОСО округов — 14Управлений начальника передвижения войск на ж.д. и водном транспорте — 61Управлений военных комендантов ж.д. участков и станций — 603— заградительных комендатур — 226

Военно-продовольственных пунктов — 236

Практика работы органов военных сообщений за время войны полностью оправдала установленную структуру и организацию этих органов.

См. далее:
Б. Автомобильная служба

Другие новости и статьи

« О роли гвардии в истории. Независимая политическая сила

Образ княгини Екатерины Дашковой в воспоминаниях иностранных официальных лиц (на основе записок послов К.К. Рюльера и графа Джона Бёкингхэмшира) »

Запись создана: Вторник, 11 Сентябрь 2018 в 4:44 и находится в рубриках Вторая мировая война, Транспорт.

метки: ВОСО, перевозки, Транспорт, архив, грузы

Темы Обозника:

COVID-19В.В. ГоловинскийВМФПервая мировая войнаР.А. ДорофеевРоссияСССРТранспортШойгуармияархиввойнавооружениевузвыплатыгорючееденежное довольствиеденьгижильезащитаздоровьеимуществоисторияквартирыкоррупциямедицинаминоборонынаукаобеспечениеобмундированиеоборонаобразованиеобучениеоружиеофицерохранапатриотизмпенсиипенсияподготовкаправопризывпродовольствиерасквартированиереформарусьсердюковслужбасталинстроительствоуправлениеучебафинансыфлотэкономика

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=15805

Заградотряды в Великой Отечественной. Как это было в реальности – только документы

Этапно заградительная комендатура

Вряд ли найдется еще какая-нибудь другая тема, так обмазанная ложью и гнилыми мифами. В сознании многих наших соотечественников (я уж молчу про зарубежную публику) слово “заградотряд” прочно связано с аббревиатурой НКВД и приказом “Ни шагу назад”,что в корне не верно.

Тем более не верно тут ссылаться на “писателя-фронтовика” Солженицына, который свои геройские подвиги совершал в 15 км от линии фронта в теплой землянке и некоторое время даже в обществе супруги. Он просто не в курсе был. Большинство приказов, рапортов и докладов на эту тему имели гриф “секретно” и “сов.секретно”.

Но ныне архивы открылись и желающий может прочитать и отчеты заградотрядов и списки задержанных и приговоры военных трибуналов и сам приказ № 227 совершенно свободно. Для тех, кто этот факт как-то упустил, мы подготовили данный материал. 80% текста – это сами документы или пересказ их содержания.

Конечно, все равно найдется умник, который напишет, что все ложь, документы нарисовали пенсионеры КГБ в фотошопе, а вот Солженицыну он верит. Вопросы веры автор не рассматривает и не обсуждает – тут каждому свое.

Начнем коротко с истории вопроса. Сама идея заградительных отрядов вечна, так же как и война и были они во всех армиях во все времена, только названия менялись. Приказ № 227, именуемый часто “Ни шагу назад!” издан за подписью Народного Комиссара Обороны И.В.

Сталина 28 июля 1942 года и новым (относительно) там было лишь требование создать штрафные роты и батальоны для поддавшихся панике и “провинившихся в нарушение дисциплины по трусости или неустойчивости”. Полный текст приказа В ОРИГИНАЛЕ (официальная фотокопия) см тут.

Деятельность же заградотрядов определялась еще директивой Третьего управления НКО № 35523 от 27 июня 1941,а директива Ставки Верховного Главнокомандования № 001919 от 12 сентября 1941 года санкционировала создание заградительных отрядов в стрелковых дивизиях.

Войска НКВД, обеспечивая охрану тыла, также активно участвовали в данном вопросе (см, например, приказ НКВД СССР № 00941 от 19 июля 1941) через Особые отделы, в усиление которым придавались отдельные взводы, роты и батальоны (в зависимости от уровня подчиненности), укомплектованные бойцами войск НКВД и оперработниками. Но говорить о том, что в заградотрядах служили исключительно военнослужащие НКВД совершенно не верно. И на эту тему первые документы ЦАМО (фотокопии):

Архив: ЦАМО, Фонд: 1172, Опись: 1, Дело: 6, Лист начала документа в деле: 307 Авторы документа: 30 сд, майор Симоненко, ст. политрук Казьков.

Судя по дате, речь идет о формировании заградительных отрядов при дивизиях по директиве Ставки № 001919. До приказа “Ни шагу назад” еще почти год.

Это был доклад начальника штаба 30 стрелковой дивизии о создании заградотряда. Обратите внимание на штамп “НКО-СССР”. Никакого НКВД. И по смыслу документа ясно, что заградотряд сформирован из личного состава дивизии.

Весьма подробно и однозначно структура и задачи заградотряда определены вот в это документе:

Из опыта боевых действий армейских заградотрядов 16 А (август-декабрь 1942 г.).

Архив: ЦАМО, Фонд: 358, Опись: 5916, Дело: 338, Лист начала документа в деле: 12. Авторы документа: 16 А, гв. полковник Бобков.

Полностью текст доступен по ссылке (синий шрифт), мы же приведем здесь выдержки из него (оригинал читается только с увеличением).

“…Во исполнение указанного выше приказа (тот самый № 227- прим.автора статьи) Военным Советом 16 Армии в период с 1 по 10 августа было сформировано четыре армейских заградительных отряда по 200 человек каждый. Личный состав отрядов в соответствие с приказом НКО № 227 был подобран из числа лучших красноармейцев и командиров”.

В частности 1-й отряд сформирован из числа бойцов и командиров Гвардейской 1-й Московской Краснознаменной мотострелковой дивизии, 2-й отряд – из числа курсантов отдельного учебного дивизиона 1-го Гвардейского кавкорпуса, 3-й и 4-й из числа наиболее отличившихся в боях. Подразделения тут же были вынуждены вступить в бой (буквально), потому что как раз на август пришлось немецкое наступление на участке 16-й Армии.

Состав и вооружение заградотрядов 16й Армии. Фрагмент стр.2 Отчета (увеличено).

Из текста документа видно, что заградотряды предназначались отнюдь не для стрельбы по отступающим.

Вопреки расхожим домыслам, такая мера применялась только к отдельным паникерам и трусам (подробнее о практике применения “расстрельных” приказов и проверках военных прокуроров на эту тему см тут), их задачей было возвращение отступающих бойцов в строй, восстановление воинской дисциплины.

Заградительные отряды выполняя свои функции по пресечению самовольного отступления не методом “расстрела из пулеметов”, а формируя из разрозненных групп отступающих бойцов боеспособные подразделения и часто сами также участвовали в боях на критических направлениях, где немецкие танки и пехота прорывались в наш тыл.

Стр.4 отчета, где описаны случаи непосредственного участия заградотрядов 16-й Армии в боях, в том числе с танками противника. Для просмотра рекомендую увеличить.

Вот лишь один из эпизодов августа 1942 года. Три вражеских танка в сопровождении автоматчиков вышли к переправе через р.

Жиздра в районе населенного пункта Гретень утром 16.08.42. Находившийся у переправы полувзвод из 1-го заградительного отряда (гвардейцы) остановили отступавшие через мост группы бойцов, в том числе два расчета противотанковых орудий с пушками и вступили в бой. Головной танк был подбит, остальные отошли.

Под сильным огнем неприятеля командир гвардейцев лейтенант Вогулкин с группой бойцов взорвал мост, а затем, собрав порядка 70 человек из числа отступавших, организовал на своем берегу оборону и держался целых 5 дней.

Другие переправы через Жиздру удерживали также бойцы все того же 1-го заградотряда вплоть до перехода наших войск в контрнаступление.

Сбор отступающих без приказа и возвращение их на позиции был не единственной задачей заградотрядов. Они задерживали подозрительных лиц, передвигавшихся без необходимых документов или с неправильно оформленными документами, дезертиров и мародеров. Удавалось бойцам перехватывать и немецких шпионов и диверсантов.

Все это мы подробно проиллюстрируем документами во второй части статьи, а пока еще один факт все из того же Отчета (подробно описан на стр.5). 11 августа 1942 года гвардии старшим лейтенантом Товбаевым из 1-го заградотряда был задержан некто в красноармейской форме, назвавшийся Фроловым М.Е.

Им оказался изменник Родины, бывший уголовник, окончивший немецкую разведшколу в Смоленске уже трижды переходивший линию фронта. И этот случай был не единственным в августе на участке фронта 16-й Армии. Да и вообще подобные эпизоды в деятельности заградотрядов не были редкостью.

Ниже рапорт 1944 года, уже со штампом “Армейский заградотряд № 112”, о задержании двух немецких шпионов. Задержанные переданы отделу армейской контрразведки “Смерш”.

Отметим еще одно важное обстоятельство – “расстрелы на месте” в отчетах военного времени отнюдь не скрывались.

По таким фактам проводилась проверка военными прокурорами и писались рапорта санкционировавшими расстрел (или лично исполнявшими его) – подробно тема обсуждается в этой статье (с документами, разумеется).

Материал в ленту практически не поступал – количество “выдач” соответствует количеству прочтений из-за политики Яндекса в плане отражения “жестокостей” в статьях авторов.

Короче, желающие могут убедиться самостоятельно – документов такого рода в открытом доступе ЦАМО можно свободно найти десятки, если не сотни. А вот в отчетах и рапортах заградотрядов сведений подобного рода очень мало. Это потому, что задачи “стрелять по бегущим”, как это лихо изображают зарубежные и некоторые отечественные кинематографисты, у этих подразделений не было.

В заключении первой части предлагаю вниманию читателей еще один рапорт, датированный также летом 1942 года (заградотряд 55-й Армии). Вторым листом дается схема расположения постов заградотряда.

Обратите внимание на количество проверенных “за отчетную декаду” (8341 человек) и задержанных без документов (39 человек рядовых и 2 среднего начсостава), как дезертиры идентифицированы только двое.

Все задержанные переданы в особый отдел.

О работе Заградотряда.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/proarm/zagradotriady-v-velikoi-otechestvennoi-kak-eto-bylo-v-realnosti-tolko-dokumenty-5edbc2b423a041664b2acaba

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.