Экологическое страхование понятие

16. Экологическое страхование: понятие, объекты, виды, содержание

Экологическое страхование понятие

Экологическоестрахованиеосуществляется в целях защиты имущественныхинтересов юридических и физических лицна случай наступления экорисков.Использование данного метода позволяетобеспечить защиту жизненно важныхинтересов граждан и создаёт условиядля рационального природопользования.

В действующем федеральном экозаконодательственормы-дефиниции, раскрывающей содержаниетермина экострахование, нет.

Но исходяиз положений Закона Об организациистрахового дела в РФ, экострахованиеможно представить как отношения позащите экоинтересов физических июридических лиц, РФ, субъектов, имуниципальных образований при наступленииэкорисков за счёт денежных фондов,формируемых страховщиками из уплаченныхстраховых премий, за счёт иных средствстраховщиков. Экориск-это вероятностьнаступления события с неблагоприятнымипоследствиями для природной среды ивызванного негативным воздействиемхозяйственной и иной деятельности, ЧСприродного и техногенного характера.

Экострахованиенаправлено на компенсацию затрат,обусловленных необходимостью устраненияпоследствий негативного воздействияна ОС, возмещение эковреда и имущественногоущерба лицам, пострадавшим от такоговоздействия. Одной из задач экострахованияявляется формирование системыфинансирования мероприятий по охранеОС.

Виды экострахования:обязательное и добровольное. Обязательноеосуществляется в случаях, прямоустановленных законом, добровольное-поинициативе субъекта хозяйственной ииной деятельности, оказывающей воздействиена ОС, на основе договора междустрахователем и страховщиком.

Обязательноеэкострахование может быть государственными негосударственным. В первом случаеоно осуществляется за счёт бюджетныхсредств.

Обязательноеэкострахование предполагает страхованиериска ответственности за причинениеэковреда населению, в отношении жизни,здоровья определённых категорий гражданв порядке, установленном законодательствомРФ.

Данный видэкострахования проводится путёмвключения экорисков в перечень страховыхрисков, подлежащих обязательномустрахованию определёнными категориямипредприятий, которые являются источникамиповышенной экоопасности. Таким образом,предприятия, эксплуатирующие опасныепроизводственные объекты, всегда несутюридическую ответственность за причинениевреда такими источниками повышеннойопасности.

Объектом добровольногоэкострахования является риск гражданскойответственности, выражающийся впредъявлении страхователю имущественныхпретензий физическими или юридическимилицами в соответствии с нормамигражданского законодательства овозмещении ущерба за загрязненияземельных угодий, водной среды, воздушногобассейна на территории действия договорастрахования.

Страховую защитугражданской ответственности страхователямза ущерб, причинённый третьим лицам врезультате внезапного непреднамеренногозагрязнения ОС на территории РФ,представляют страховые организации,которые разрабатывают свои правила подобровольному экострахованию.

Добровольнымистрахователями на случай экорисковмогут быть субъекты хозяйственной ииной деятельности независимо от формсобственности, которые заключаютгражданско-правой договор. Страховымслучаем считается внезапное непреднамеренноенанесение ущерба ОС в результате аварий,приведших к выбросу загрязняющих веществв атмосферу, загрязнению земнойповерхности, сбросу сточных вод.

Перечень загрязняющихвеществ и причин страховых событий,ущербы по которым подлежат возмещению,оговаривается в каждом конкретномслучае при заключении договора страхованияв соответствии с ГК.

Типовым положениемо порядке добровольного экострахованияв РФ определяются страховые события,по которым страховщик не несётответственности:

1. прямо или косвенносвязанные с последствиями военныхдействий, забастовок, диверсий,беспорядков, чрезвычайного, военногоположения, иного особого положения,объявленного органами власти.

2. вызванныерадиоактивным загрязнением, облучениеми другими последствиями деятельности,связанной с использованием ядерноготоплива.

3. вытекающие изобычной деятельности страхователя,если он знал вредные последствия этойдеятельности

4. связанные сумышленными действиями страхователя,третьих лиц.

5. вызванныенарушением законов, постановлений,ведомственных и производственныхправил, инструкций и других нормативныхдокументов.

6.связанные с управлением производстваперсоналом, не уполномоченным на это,лицами, страдающими душевными болезнями,эпилепсией и другими заболеваниями,ограничивающими дееспособность.

7. вызванныеобстоятельствами, существенно повышающимириск страхового случая, известнымистрахователю, о которых страховщик небыл поставлен в известность.

8. вследствие износаконструкционных материалов, оборудования,эксплуатируемого сверх установленногосрока, эксплуатации нового оборудованияи после капремонта в течение 18 месяцев.

9. происшедшие повине руководства предприятия илиорганизации и других должностных лиц,ответственных за проведение контролясостояния ОС.

17.Экологический контроль: понятие, виды,задачи.

Контроль в областиохраны окружающей среды-этосистема мер, направленная на предотвращение,выявление и пресечение нарушениязаконодательства в области охраныокружающей среды, обеспечение соблюдениясубъектами хозяйственной и инойдеятельности требований, нормативов вобласти охраны окружающей среды.

Экоконтроль можетбыть классифицирован по стадиямпроведения:

  1. предварительный

  2. текущий

  3. последующий.

В зависимости отсубъекта:

1. государственный

2. производственный

3. ведомственный

4. муниципальный

5. общественный

Госэкоконтрольосуществляетсяот имени государства, специальноуполномоченными органами, являетсяодной из функций госэкоуправления,сопряжён с применением мер административногопринуждения.

Госэкоконтрольосуществляется федеральными и субъектоворганами исполнительной власти в целяхобеспечения соблюдения и исполненияэкозаконодательства органами госвластиРФ и субъектов, МСУ, юридическими ифизическими лицами.

Перечень объектов,подлежащих федеральному государственномуэкоконтролю определён постановлениемПравительства, проводить его уполномоченРосприроднадзор, также в нём участвуюти иные федеральные органы исполнительнойвласти, например, Росреестр, Росрыболовство,Росельходнадзор.

К объектамфедерального госэкоконтроля отнесеныуказанные в законе объекты хозяйственнойи иной деятельности в ведении РФ, объекты,подлежащие федеральному государственномуводному, лесному, земельному контролю,контролю за геологическим изучением,рациональным использованием недр.

Органы исполнительнойвласти субъектов осуществляютгосэкоконтроль на всех прочих объектаххозяйственной и иной деятельности,кроме объектов федерального госэкоконтроля.

Перечень должностныхлиц федерального органа исполнительнойвласти, осуществляющих федеральныйгосэкоконтроль, определён постановлениемПравительства. Эти должностные лицаназываются инспекторами.

Инспекторы вправе:

1. посещать в целяхпроверки объекты хозяйственной и инойдеятельности

2. проверятьсоблюдение нормативов и стандартов,работу очистных сооружений.

3. контролироватьвыполнение требований в заключениигосэкоэкспертизы.

4. предъявлятьтребования и выдавать предписанияюридическим и физическим лицам.

5. привлекать кадминистративной ответственности.

Запрещено совмещениефункций госэкоконтроля и хозяйственногоиспользования природных ресурсов.

Закон ограничиваетсроки мероприятий по экоконтролю и ихколичество. Например, плановая проверкаюридического лица или ИП может бытьпроведена не чаще раза в три года.

По результатампроверки составляется акт, принеобходимости составляется протоколоб административном правонарушении,даётся предписание.

Ведомственныйэкоконтрольпроизводится центральными органамиуправления по отношению к подчинённымим структурным образованиям и организациям,учреждениям, предприятиям в рамкахотрасли.

Министерство природных ресурсовосуществляет ведомственный контрольдеятельности находящихся в его ведениифедеральных агентств и службы.

В отношениивсех иных субъектов хозяйственной иуправленческой деятельности контрольвозложен на Федеральные службы понадзору в сфере природопользования,экологическому, технологическому иатомному надзору.

Общественныйконтроль в области охраны окружающейсреды осуществляется в целях реализацииправа каждого на благоприятную окружающуюсреду и предотвращения нарушениязаконодательства в области охраныокружающей среды. Проводится общественнымиобъединениями и иными некоммерческимиорганизациями и гражданами.

Результатыобщественного экоконтроля не являютсяобязательными для органов госвластиРФ, субъектов, МСУ.

Дополнительнуювозможность для проведения общественногоэконконтроля даёт получение информациио деятельности органов госвласти и МСУв сфере охраны окружающей среды путёмопубликования в СМИ, интернете, размещенияинформации в помещениях органов власти,присутствия граждан, организаций назаседаниях данных органов, предоставленияинформации по запросу.

Общественныйэкоконтрольпроизводится по принципу «разрешеновсё, что не запрещено».

Элементы общественногоэкоконтроля:

1. обращение вправоохранительные органы и органыпрокуратуры с заявлением и в суд с искамио проверке законности действий, решенийорганов госвласти и МСУ, юридических ифизических лиц.

2. проведениеобщественной экоэкспертизы.

3. обращение вуполномоченные органы госэкоконтроляс заявлением о проведении внеплановыхповерок на предприятиях.

4. поведениеэкореферендумов, шествий, митингов,пикетов.

Формы: общественныеслушания, референдум, экспертиза,обращение в СМИ, направление жалоб,исков в правоохранительные органы исуды.

Производственныйэкоконтрольосуществляется предприятием илиорганизацией за свой счёт в порядке,установлено локальным НПА, в целяхобеспечения выполнения мероприятий поохране окружающей среды, рациональномуиспользованию и восстановлению природныхресурсов, соблюдения требований вобласти охраны окружающей среды. Субъектыхозяйственной и иной деятельностиобязаны предоставлять сведения о лицах,ответственных за проведениепроизводственного экоконтроля,организации экослужб на объектах даннойдеятельности, результаты производственногоэкоконтроля в орган исполнительнойвласти, осуществляющий госэкоконтроль.

В экоконтрольтакже включается природоресурсный:земельный, водный, лесной, геологический,за использованием и охраной объектовживотного мира.

Эти виды контролярегулируются природоресурснымзаконодательством.

Государственныйэкологический надзор-этодеятельность уполномоченных федеральныхорганов исполнительной власти, субъектовРФ, МСУ, юридических лиц, ИП, граждан,направленная на предупреждение, выявлениеи пресечение нарушений международныхдоговоров РФ, законов и иных НПА в областиохраны окружающей среды.

Выполняетсяпосредством организации и проведенияпроверок, принятия мер по пресечению иустранению последствий выявленныхнарушений.

Также деятельностьуполномоченных органов государственнойвласти по систематическому наблюдениюза исполнением обязательных требований,анализу и прогнозированию состояниясоблюдения обязательных требованийпри осуществлении хозяйственной и инойдеятельности.

Государственныйэкологический надзор осуществляетсяуполномоченными федеральными органамиисполнительной власти (федеральныйгосударственный экологический надзор)и органами исполнительной властисубъектов РФ (региональный государственныйэкологический надзор) согласно ихкомпетенции в соответствии сзаконодательством РФ в порядке,установленном Правительством РФ ивысшим исполнительным органомгосударственной власти субъекта.

Критериии показатели негативного воздействияобъектов хозяйственной и иной деятельностина окружающую среду и перечень нарушенийзаконодательства РФ в области охраныокружающей среды, представляющих угрозупричинения вреда окружающей среде,устанавливаются Правительством РФ.

Еслипри строительстве, реконструкцииобъектов предусмотрено осуществлениегосударственного строительного надзора,государственный экологический надзоросуществляется в рамках строительногоорганами исполнительной власти,уполномоченными на осуществлениегосударственного строительного надзора,в соответствии с законодательством оградостроительстве.

Понятиеи правовое регулирование экологическойбезопасности.

Экологическаябезопасность:

1. это система нормправа, регулирующих данный кругобщественных отношений. Эти нормы праваобладают единством, выражающимся преждевсего в наличии общих принципов правовогорегулирования, общих целях и задачах.

2. это состояниезащищенности человека, общества,государства и окружающей природнойсреды от негативного природного итехногенного воздействия, обеспечиваемоеорганизационно-правовыми, экономическими,научно-техническими и иными средствами.

Принципэкологической безопасности– это презумпция экологической опасностивсякой производственно-хозяйственнойи иной деятельности.

Основная задача– обеспечение экологической безопасностипотенциально опасных видов деятельности,реабилитация территорий и акваторий,пострадавших от техногенного воздействияна окружающую среду.

Объектыэкологической безопасности– человек, его объединения, общество игосударство, окружающая среда и еесоставляющие – отдельные природныеобъекты, экосистемы, особо охраняемыетерритории.

Источник: https://studfile.net/preview/5836980/page:13/

Лекция 5. Экономический механизм охраны окружающей среды

Экологическое страхование понятие

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

5.4. Экологическое страхование: понятие, виды, особенности

Понятие «экологическое страхование» декларируется в Федеральном законе«Об охране окружающей среды» в качестве одного из способов экономического регулирования отношений в области охраны окружающей среды.

В зарубежной практике под экологическим страхованием чаще всего понимают «страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой».

Целью экологического страхования является защита экологических интересов граждан, имущественных интересов юридических лиц и публичных образований от действия факторов природного и техногенного характера, обладающих свойством экологического риска.

Объектом страхования выступает интерес страхователя в восстановлении своего имущественного положения в случае возникновения гражданско-правовой ответственности страхователя за причинение экологического вреда и в случае причинения вреда личности и имуществу страхователя вследствие действия факторов природного и техногенного характера.

Правовые нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся в нормативных правовых актах различной отраслевой принадлежности (конституционном, административном, налоговом, экологическом и других отраслях права).

В настоящее время на практике экологическое страхование развивается все больше в направлении страхования ответственности за причинение вреда. Экологические риски, в части рисков загрязнения и причинения вреда объектам охраны окружающей среды, страхуются согласно федеральному законодательству в рамках:

1) обязательного страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты;

2) обязательного страхования гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений;

3) страхования ответственности по возмещению ущерба в случае космической деятельности, морских аварий;

4) страхования ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду при недропользовании.

Форма страхования– это порядок организации страхования на основах добровольности или обязательности. Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», распространяющего свое действие и на порядок проведения экологического страхования, закреплены две формы его проведения – как добровольное, так и обязательное.

Для экологического страхования свойственно обязательное страхование, а также обязательное государственное страхование.

Обязательное страхование применяется, когда законом на указанных в нем лиц возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других (определенных в законе) лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу, а также риск своей гражданской ответственности – как договорной, так и деликтной.

Обязательное экологическое страхование в настоящее время проводится путем включения экологических рисков в перечень страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию определенными категориями предприятий, чья деятельность связана с повышенной экологической опасностью для окружающих из-за эксплуатации опасных производственных объектов и заключается в том, что они всегда несут ответственность за причинение вреда таким источником.

Обязательное государственное экологическое страхование осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (страхователям) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства.

Экологическое страхование преследует три цели.

Первая – создание гарантированных источников возмещения вреда, причиненного объектам охраны окружающей среды, жизни и здоровью физических лиц в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также в результате стихийных бедствий и катастроф.

Вторая – формирование страховых резервов.

Третья – инвестиционная, которая выражается в расширении сферы деятельности страховщика вне традиционных рамок, в прямом или косвенном участии в предприятиях экологической направленности.

Объектом страховых отношений является имущественный интерес. Имущественный интерес на случай утраты (гибели), недостачи, повреждения либо на случай ответственности, возникающей вследствие причинения вреда указанным объектам, должен быть или может быть застрахован.

Страховой риск.

В системе страховых рисков необходимо выделять экологический риск, под которым понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Основными признаками экологического риска для целей страхования должны являться вероятность и случайность его наступления, то есть те обстоятельства, которые относятся к событиям, это катастрофа, наводнение, землетрясение, буря, авария и прочие.

Страховой случай – это реализованный страховой риск, обстоятельство (событие), уже наступившее, совершившееся.

Поэтому страховой риск и страховой случай соотносятся как обобщенная и конкретизированная категория, называемая страховым событием.

Для экологического страхования очень интересна проблема соотношения страхового события и страхового случая, когда событие имеет место, а случай не наступил (риск не реализован).

Страхователи – это различные субъекты (физические, юридические лица, муниципальные образования и государство), имеющие интерес в объекте страхования, вступающие со страховщиком в договор с целью обеспечения своего или третьего лица

Страховщик – юридическое лицо, наделенное исключительной правосубъектностью, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании, поэтому специальные требования к страховщикам при осуществлении экологического страхования должны содержаться в законах об отдельных видах данного страхования.

Источник: https://ekolog.org/books/47/6_4.htm

Экологическое страхование: понятие, правовой режим

Экологическое страхование понятие

Экологическое страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических лиц и организаций на случай экологических рисков за счет средств специальных страховых фондов.

Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы: – связанные с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование); – связанные с владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);

– связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности)

В соответствии со ст. 18 ФЗ «Об охране окружающей среды» в РФ экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. Иными словами, экологическое страхование можно представить как систему экономических отношений по управлению экологическим риском.

В РФ может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование: Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов)

Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в соотв. с Типовым положением О порядке добровольного экологического страхования в РФ на основании Договора страхования)

экологический риск – вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности.

Это события: – прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий; – вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использование ядерного топлива; – связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности; – вызванные нарушением законов и других нормативных актов; – связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность; – некоторые другие страховые события. Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей реквизиты страхователя. На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия. Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая. Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя: – компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; – сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; – расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии что на них дано предварительное согласие страховщика; – расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; – связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии что на них дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки: – связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды; – причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе); – связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; – штрафы, неустойки и т.п.;

– ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя.

Источник: https://cyberpedia.su/6x1a95.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.