Экологическое страхование определяется как

Вопрос 3. экологическое страхование

Экологическое страхование определяется как

Финансовый ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, связанный с авариями промышленных предприятий, чрезвычайно велик. Его доля в суммарном ущербе от загрязнения окружающей среды достигает 25-30%.

Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятия через систему экологического страхования.

Только в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Система экологического страхования делает невыгодным аварийный случай на предприятии как для самого предприятия, так и для его страховщика и заставляет уделять большое внимание вопросам анализа экологического риска, контролю над производственным процессом и безопасности отходов хозяйственной деятельности.

Риск определяется как произведение вероятности техногенного воздействия на окружающую среду (обусловленного несоответствием деятельности предприятия согласованным критериям), на ущерб (убытки), причиненный этим воздействием физическим и юридическим лицам.

Экологическое страхование – это страхование ответственности объектов – потенциальных виновников аварийного, непреднамеренного загрязнения среды и страхование собственных убытков, возникающих у источников такого загрязнения. Цель экологического страхования – наиболее полная компенсация нанесенного экологического вреда.

Экономическая сущность страхования состоит в том, что оно выступает как совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям или организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

В России правовая база экономической ответственности за вред, нанесенный окружающей среде, обеспечена законами Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1992 г.

) и «О страховании» (1993 г.).

Согласно данным законам причиненные убытки должны компенсироваться за счет собственных средств виновниками и лишь в исключительных случаях – за счет государственных резервов.

Экологическое страхование включает (рис. 3.1.):

обязательное и добровольное экологическое страхование для покрытия непредвиденных расходов, возникающих в результате аварий;

систему экологического страхования стихийных бедствий;

фонды экологического страхования и поддержки независимых страховых компаний.

По форме экологическое страхование подразделяется на добровольное и обязательное.

Добровольное страхование реализуется на основе договора между страхователем и страховщиком. Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону «О страховании», конкретные условия определяются в договоре страхования.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок его проведения определяются соответствующими нормативными актами.

Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.

Для этих целей создается банк данных (экологический архивариус) об опасных для окружающей среды предприятиях и производствах, включающий сведения о размерах ставок, страховых премий и сумм страхового возмещения для каждого типа таких объектов или страховых событий.

Выделяют следующие виды экологического страхования: – личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеет значение для граждан. В страховании экологической ответственности граждане не участвуют, но оно также в итоге затрагивает их интересы, поскольку создает дополнительные финансовые гарантии компенсации экологического вреда.

К страхованию ответственности перед третьими лицами относится:

– страхование общей гражданской ответственности перед третьими лицами, которое предусматривает покрытие ущерба за нанесение вреда имуществу юридических лиц и граждан, а также вреда жизни и здоровью населения в результате аварий и катастроф;

страхование ответственности за нанесение вреда окружающей природной среде (собственно экологическое страхование), под которым понимается страхование владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией и катастрофой. Это страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.В основе ранжирования предприятий по степени их экологической опасности лежат оценки вероятности страхового риска загрязнения окружающей среды и потенциального экономического ущерба, причиняемого загрязнением. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:

особо опасные – группа А – предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09 – должны подлежать обязательному страхованию;

опасные – группа Б – с вероятностью аварий на уровне 0,085. Решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;

малоопасные – группа В – вероятность аварий 0,059. Предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Среди основных понятий экологического страхования выделяют следующие:

страховой случай – свершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или третьим лицам;

страховая сумма – определенная договором страхования или законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты;

страховая выплата – производится при страховом случае с имуществом в виде страхового возмещения, а при случае с личностью страхователя (или третьим лицом) – в виде страхового обеспечения;

страховое возмещение – выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством и определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом порядке.

Страховое возмещение включает:

компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым причинен вред и пр.

Не возмещаются убытки, связанные с генетическими последствиями загрязнения природной среды.

Обеспечение выплат по экологическому страхованию реализуется через создание следующих фондов (см. рис. 3.1.):

страховые фонды предприятий – источников повышенного экологического риска;

фонды взаимного страхования, создаваемые отраслевыми или региональными объединениями таких предприятий;

фонд страхования экологического риска, который обеспечивает страховую защиту интересов третьих лиц в случае причинения им ущерба аварийным загрязнением окружающей среды, а также компенсацию убытков самого страхователя. Финансовые ресурсы этого фонда формируются за счет средств федерального экологического фонда и страховых компаний, стимулирующих природоохранную деятельность.

Страховые фонды предприятий и фонды взаимного страхования предназначены для компенсации экологического ущерба (как правило, небольшого). Размер взносов и величина возмещения убытков из этих фондов определяются совместным решением участников в каждом конкретном случае.

Схема работы страховых фондов заключается в том, что предприятия-загрязнители и граждане (реципиенты) вносят некоторую сумму в один или несколько фондов, которые в случае возникновения страхового случая компенсируют пострадавшим убытки.

Объединение фондов в единую систему экологического страхования позволяет в случае необходимости перемещать капитал из одного фонда в другой, размещать временно свободные финансовые средства на Депозитных банковских счетах. Фонды выполняют по отношению друг к Другу роль перестраховщиков.

Практически предприятие не может самостоятельно справиться с финансовыми последствиями страховых случаев, связанных с наступлением ответственности по ущербам, вызванным техногенными авариями. Единственной формой защиты интересов населения и предприятий является страхование.

В России добровольное страхование экологической ответственности осуществляется небольшим числом страховых компаний: «Аско-Москва», «Добрый день» (Тюмень), «Эко-Сфинкс» (Санкт-Петербург), «Северная корона» (Москва) и др.

При содействии территориальных природоохранных органов создаются специализированные страховые организации: Ивановский и Нижегородский фонды экологического страхования, Волгоградский центр экологического страхования, Саратовский страховой фонд экологической безопасности.

Отметим некоторые проблемы и тенденции развития экологического страхования.

Одной из главных проблем является отсутствие необходимой статистической базы для объективного расчета тарифных ставок страховых премий, а также необходимость создания больших резервных фондов либо поиск перестраховщика для выполнения обязательств. Кроме того, отсутствуют нормативные оценки убытка, причиненного как имуществу, так и здоровью граждан.

В расчете величины убытков и ущерба самым трудным является вопрос определения ущерба здоровью (жизни) населения. Наметилась негативная тенденция в деятельности страховой защиты: страховые компании исключают из своих правил страхование ответственности за вред, причиненный здоровью в результате экологического бедствия.

Одной из причин, сдерживающих развитие рынка экологического страхования, является отсутствие методологии и методик страхования экологического риска. В механизме экологического страхования не предусмотрены временные рамки ответственности страховщика, а также способы определения характера загрязнения (является этот процесс текущим или единичным).

Страховое законодательство не учитывает особенности рисков экологического происхождения. Страхование экологической ответственности не закреплено в законах «О страховании» и «Об охране окружающей среды».

В России необходимы особые нормы, регулирующие экологическое направление в страховании (закон об экологическом страховании или изменения в Законе «Об охране окружающей среды»).

Для широкого практического применения экологического страхования необходимо в частности:

законодательное закрепление положения об отнесении затрат по страхованию ответственности предприятий – источников повышенной опасности на себестоимость продукции, товаров и услуг;

принятие закона «О промышленной безопасности»;

развитие системы лицензирования деятельности предприятий с повышенной опасностью.

Источник: https://infopedia.su/21xaf7c.html

Экологическое страхование. Экологическое страхование — необходимая правовая мера охраны окружающей среды

Экологическое страхование определяется как

Экологическое страхование — необходимая правовая мера охраны окружающей среды.

Российское законодательство определяет страхо­вание как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных фондов, которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов.

Из этого определения можно выделить отношения, направлен­ные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологических неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страховщиками.

Страхование имущественных интересов предусмотрено п.1 ст. 18 Закона об охране окружающей среды.

Закон допускает обе формы стра­ховых отношений — добровольное и обязательное страхование, но не называет ни одного вида страховых отношений (например: страхование физических и юридических лиц, их собственности и доходов на случай аварий и катастроф, экологических и стихийных бедствий и т.д.).

Поря­док экологического страхования осуществляется в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации. Все подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие страховые экологические отношения, не должны противоречить законам Российской Федерации.

Целью экологического страхования является предоставление стра­ховой защиты имущественных интересов юридических и физических лиц, претерпевших ущерб в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.

Страхователями могут являться юридические лица всех форм собс

нности, а также физические лица. Наибольший интерес экологи-

Т кое страхование представляет для владельцев промышленных или

че ЗВОДСтвенных объектов, деятельность которых воплощает в себе

тенциальную опасность для возможного возникновения катастроф или аварийных ситуаций.

Страховщиками являются юридические лица, созданные в соот-етствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.

Объектом экологического страхования будут имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности), наступивший вследствие загрязнения окружающей среды или конкретного природного объекта.

Страховым случаем в экологическом страховании является факти­чески наступившее событие в виде непреднамеренного, внезапного причинения ущерба окружающей среде, предусмотренное законом или договором страхования и влекущее возникновение обязанности стра­ховщика произвести страховую выплату. В этом его отличие от риска как события, которое еще только может наступить. С понятием страхо­вого случая не надо смешивать понятия случайности события. Все пос­традавшие, а именно получившие ущерб граждане и юридические лица могут обращаться в суд, арбитражный суд. Иск о возмещении причи­ненного ущерба должен рассматриваться с учетом ст. ст. 77 — 79 Закона об охране окружающей среды, где определяется порядок полного возме­щения вреда, компенсации вреда окружающей среде, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан.

Страховое возмещение выплачивается страховщиком в виде денежной суммы страхователю в сроки, установленные договором или законом на основании наступления страхового случая.

Страховое возмещение включает в себя: компенсацию ущерба, вызван­ного повреждением или гибелью имущества; сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и Другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхова­телю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при усло­вии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика.1

Обязательное экологическое страхование – это страхование граж­данско-правовой ответственности юридических лиц и индивидуадь ных предпринимателей, чья деятельность является источником повы­шенной опасности для природных объектов, за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на окружающую среду последствий аварий и техногенных катастроф На подконтрольных им объектах, а также в результате воздействия загряз­ненных природных объектов на население и территории.

Некоторые риски подлежат обязательному экологическому страхова­нию в соответствии со следующими федеральными законами:

а) законом об атомной энергии. В соответствии со ст. 18, опреде­ ленный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собс­ твенника или .владельца (пользователя) объектов использования

атомной энергии;

б) законом РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (ред. от 29 декабря 2004 г.), согласно которому соглашение о разделе продукции должно предусматривать обязатель­ ства инвестора по страхованию ответственности за ущерб в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую при­

родную среду (ст. 7);

в) законом о промышленной безопасности (ст. 6, 9, 15). В п. 1 ст. 9 Закона предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного

производственного объекта;

г) законом о безопасности гидротехнических сооружений (ст. 15).

Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, унич­ тожением или повреждением имущества физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения. Страхователем риска граж­ данской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация, а

страховщик может быть отобран на открытом конкурсе.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с зако­ном о страховании. Основными нормативными правовыми актами в.

области добровольного экологического страхования является: а) ст. 927 гл. 48 ГК РФ; б) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 21 июля 2005 г.

); в) Типовое поло­жение о порядке добровольного экологического страхования в Рос-

ljji'u-кой Федерации, утв. МНР России 3 декабря 1992 г. и Российской \ дарственной страховой компанией 20 ноября 1992 г. (далее – Типо- положение).

На основании этого Типового положения страховая Организация (страховщик) предоставляет страховую защиту гражданс­кой (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причи­ненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и Неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России.

'\ В Типовом положении определены страховые события и убытки, по Гкоторым страховщик не несет ответственности.

Это события: прямо икосвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий; вызван­ные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последстви­ями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива; свя­занные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности; вызванные нарушением законов и других нормативных актов; связанные с управлением про­изводством персоналом, неуполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность; некоторые другие страховые события.

Убытки, связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей среды; причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе); связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; штрафы, неустойки; ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или контролем страхователя.

Институт добровольного экологического страхования в России толь­ко начинает юридически формироваться, он находится в стадии разви­тия. С принятием специального федерального законодательства будет установлен более четкий порядок в этой сфере деятельности.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под экономическим регулированием в области
охраны окружающей среды?

4.Зачем необходима плата за негативное воздействие на окружающую среду? Объясните отличие платы за загрязнение окружающей среды от

платы за пользование природными ресурсами.

5.Какова экономическая сущность экологического страхования?

Литература

1.Бажайкин А.Л. Обязательное экологическое страхование в сфере недропользования // Экологическое право. — 2004. — № 2.

1 Бобылев С.Н. О формировании эколого-экономического компенса
ционного механизма // Экологическое право. — 2003. — № 6.

2 Даниленков А. Экологические платежи в системе обязательных
платежей РФ // Хозяйство и право. — 2003. — № 8.

Источник: https://studopedia.su/16_138128_ekologicheskoe-strahovanie.html

Лекция №16 экологическое страхование

Экологическое страхование определяется как

Экологическоестрахованиеспособзащиты имущественных интересов граждани юридических лиц при наступлениинеблагоприятных экологических последствий(экологических рисков) за счет денежныхфондов, создаваемых страхователями.

Предусматривается две формы экологическогострахования добровольноеи обязательноеюридическихлиц и граждан, объектов их собственностии доходов на случай экологического истихийного бедствия, аварий и катастроф.Так, в ст.

18 Закона «Обохране окружающей среды»закреплено,что в Российской Федерации можетосуществляться обязательное государственноеэкологическое страхование.

Рискованныйхарактер предпринимательской деятельностичеловека, обусловленный противоречиямимежду целями экономического развитияи экологическими требованиями в процессевзаимодействия общества и природы,порождает специфические общественныеотношения по предупреждению, преодолению,локализации последствий техногенныхвоздействий на природные объекты и побезусловному возме­щению причиненныхубытков (ущерба).

Указанныеобщественные отношения составляютэкономико-правовую категорию экологическогострахования. Сущность экономико-правовойкатегории экологического страхованиясостоит в учете страхового риска и ворганизации страховой защиты.

Страхованиевыступает как совокупностьперераспределительных отношений междуего участниками, формирующими за счетденежных взносов, целевой страховойфонд, предназначенный для возмещенияпричиненных убытков (ущерба) предприятиями организациям или для оказания денежнойпомощи гражданам.

Экономическойсущности экологического страхованиясоответствуют его следующие функции:превентивная,контрольная, компенсационная,инвестиционная, социальная, информационная.

Страхованиеосуществляется в обязательной илидобровольной формах.

Обязательноестрахование устанавливается законом,согласнокоторому страховщик обязан застраховатьсоответствующие объекты, а страхователи– вноситьпричитающиеся страховые платежи.

Добровольноестрахование действует и в силу закона,и на добровольных началах. Законопределяет подлежащие добровольномустрахованию объекты и наиболее общиеусловия страхования. Конкретные условиярегулируются правилами страхования,которые разрабатываются страховщиком.

Принципиальнаяособенность экологического страхования–страховые отношения, возникают по поводурисков ответственности за вред,причиненный воздействием на природныйобъект либо природного объекта натретьих лиц.

Взарубежной практике под экологическимстрахованием чаще всего понимаетсястрахование гражданско-правовойответственности владельцев потенциальноопасных объектов в связи с необходимостьювозмещения ущерба третьим лицам,обусловленного технологической авариейили катастрофой.

Приэтом предполагается страхованиеимущественных убытков, вытекающих изнарушения права пользования природнымиобъектами.

Страхованиеимущественной ответственности, связанноес ущербом от загрязнения среды, направленона покрытие аварийных и непредвиденныхслучаев, зафиксированных во времени ипространстве и определяемых как случайстраховой(событие), включающий продолжительныеили повторяющиеся воздействия наусловиях, которые влекут личный илиимущественный ущерб и являютсянеожиданными и непреднамеренными состороны страхователя.

В отечественнойлитературе сложилось представление обэкологическом страховании, базирующеесяна процессах, возникающих в окружающейсреде под воздействием поступающих внее вредных веществ, а также операцийстрахования ответственности иимущественного страхования.

Страхованиеаварийного загрязнения окружающейсреды ориентируется на риск. Еговеличина при загрязнении окружающейсреды зависит от объема, степени опасностипоступившего вредного вещества; характераущерба; периода загрязнения и временигода.

Убытками вэкологическом страховании считаютсяпотери третьих лиц, обусловленныеаварийным выбросом в окружающую средувредного вещества.

Рассмотрим вариантыреализации экологического страхования.

1) Экологическоестрахование, осуществляемое какимущественное страхование.

а)Участники страховых отношений: владелецприродного объекта; страховая организация.Объектом страхования являютсяимущественные интересы владельцаприродного объекта. Договор страхованиязаключается на случаи загрязнения,засорения, истощения, порчи, уничтоженияприродного объекта (предприятия).Владелец предприятия –потенциального причинителя вреда неявляется участником договорных отношений.

б)Участники страховых отношений: владельцыпредприятий, не движимости расположенныхв зоне возможного воздействиязагрязненного, засоренного природногообъекта; страховая организация. Объектомстрахования являются имущественныеинтересы владельцев недвижимости.

Страховой случай: внезапное воздействиезагрязненного природного объекта,обусловленное какими-то «внешними»факторами, на недвижимость (предприятие,сооружения, постройки, иные природныеобъекты и т.д.).

Причинитель вреда –владелецприродногообъекта, который в соответствии сГражданскимкодексом РФобязаннести денежные расходы на содержаниепринадлежащего ему имущества в должномсостоянии (в данном случае –в состоянии, не представляющем источникопасности для окружающих и окружающейсреды).

Экологическоестрахование, осуществляемое в видеимущественного страхования, целесообразно,если оно не поощряет безответственностистрахователя при осуществленииприродоохранной деятельности, в любойситуации компенсируя убытки вследствиенегативного воздействия предприятияна окружающую среду.

2)Экологическое страхование, осуществляемоекак страхование ответственностипредприятия источника техногенной опасности дляблизка расположенных природных объектов.

а)Участники страховых отношений: владелец(администрация) предприятия; страховаяорганизация.

Объектом страхованияявляются риски, обусловленные загрязнением,засорением, истощением, порчей,уничтожением природного объекта в связис аварией, катастрофой напредприятии-страхователе.

Вред причиняетсявладельцу природного объекта и можетбыть оценен величиной убытков владельцав соответствии со ст. 15 ГражданскогокодексаРФ.Страховое событие: воздействие наприродный объект вследствие аварии,катастрофы.

б)Участники страховых отношений: владелец(администрация) предприятия, страховаяорганизация.

Договором страхованияпредусматриваются следующие события:авария, катастрофа на предприятии-страхователе,воздействие факторов, обусловленныхаварией, катастрофой, на природныйобъект; воздействие загрязненного,засоренного природного объекта натретьих лиц (население, предприятия,иные природные объекты) путем выбросивредных веществ, привнесенных в природныйобъект вследствие аварии, катастрофы;причинение вреда (убытков) третьим лицам«доставленными» вредными веществами.

Экологическоестрахование ответственности опасногопроизводственного объекта за аварийноезагрязнение окружающей среды преследуетцель обеспечения техногенной безопасностии компенсации убытков третьих лиц.

задача экологического страхования –компенсация возникающих из-за загрязненияокружающей среды убытков пострадавшими дополнительное финансированиеприродоохранной деятельности предприятия,в частности, по нейтрализации угрозтехногенного характера для окружающемсреды, при соблюдении интересов всехсторон: страховщиков, страхователей итретьих лиц.

Правовыеосновы страховой деятельности закрепленынормами гл. 48 ГражданскогокодексаРФ,законодательством о страховой деятельностии отдельными нормами о страховании,содержащимися в ряде нормативныхправовых актов.

Закон«Остраховании» от27.11.92 г. №4015-1, применяется в редакции ФЗ«Оборганизации страхового дела в РоссийскойФедерации» от31.12.97 г. №157-ФЗ [28].

ФЗ «Обохране окружающей среды» установлено,что экологическое страхованиеосуществляется в целях защиты имущественныхинтересов юридических и физических лицна случай экологических рисков (ст. 18);может осуществляться обязательноегосударственной экологическоестрахование.

ВГосударственной Думе РФ (Комитет поэкологии) в апреле 2002 г. состоялосьобсуждение проекта закона РФ «Об,экологическом страховании». ФЗ «Осоглашениях о разделе продукции» от30.12.95 г. (п. 2 ст.

7) фактически введенообязательное (негосударственное)экологическоестрахование при осуществлении деятельностив соответствии с условиями о разделепродукции:соглашение должно предусматриватьобязательство инвестора по «..

страхованиюответственности по возмещению ущербав случае аварий, повлекших за собойвредное влияние на окружающую природнуюсреду».

Однако ив данной формулировке законодательговорит о возмещении ущерба (а не ополном возмещении причиненного вреда),и, кроме того, нет упоминания обответственности по возмещению вреда вслучае вредного воздействия загрязненныхприродных-объектов на население итерритории.

ФЗ «Обиспользовании атомной энергии»установленагражданско-правовая ответственностьэксплуатирующей организации привыполнении работ в области атомнойэнергии за убытки и вред, причиненныерадиационным воздействием юридическими физическим лицам, здоровью граждан(ст.

53-55), окружающей среде (ст. 59), а такжеза иные убытки, которые не могут бытьобоснованно отделены от убытков,причиненных радиационным воздействием(ст. 53, абзац 3).

В качестве такого рода«иных убытков», очевидно, должнырассматриваться убытки, причиненныевоздействием радиационно-загрязненнойокружающей среды.

Какнеобходимое условие получения лицензииэксплуатирующая организация обязанаиметь документальноподтвержденное финансовое обеспечениепредела своей ответственности, котороев случае радиационного воздействиясостоит из государственной или инойгарантии, наличия собственных финансовыхсредств и страхового полиса (договора).Ст. 56 (абзац 3) установлено, что условияи порядок страхования гражданско-правовойответственности, порядок и источникобразования страхового фонда определяютсязаконом. Несмотря на то, что указаннаястатья является бланкетной, она фактическизакрепляет, обязательную, а точнее«добровольно-принудительную» формустрахования.

ФЗ «Опромышленной безопасности опасныхпроизводственных объек­тов» (ст.ст. 6, 9, 15) и «О безопасностигидротехнических сооружений» (ст.15) предусмотрено обязательное страхованиеответственности за причинение вредажизни, здоровью или имуществу другихлиц воздействием на окружающую среду.

ФЗ «Овнесении изменений и дополнений в ЗаконРоссийской Федерации «О космическойдеятельности» [32]предусмотрено обязательное страхованиежизни и здоровья космонавтов, работниковобъектов космической инфраструктуры,а также ответственности за вред,причиненный жизни, здоровью или имуществудругих лиц (ст. 25). Законодатель не указал(но и не исключил) случая причинениявреда загрязнением окружающей среды.

Федеральное,космическое агентство в соответствиис Положениемо лицензировании космической деятельности(утвержденопостановлением Правительства РФ от02.02.96 г. № 104) имеет право требовать отвладельца лицензии на момент проведенияработ по подготовке к запуску объектаналичие страхового полиса на обязательноестрахование космической деятельности(п. 24).

Необходимостьэкологического страхования подтвержденанормами Федеральных законов «Офедеральном железнодорожном транспорте»(п.4ст. 20); «Обиспользовании атомной энергии» (ст.2); «Обохране здоровья граждан» (ст.66); «Онедрах» (ст.51); «О животноммире» (ст.

56); «Обохране атмосферного воздуха» (ст.56); Водногокодекса РФ(ст. 106-110), Лесногокодекса РФ(ст. ст. 83, 85); Воздушногокодекса РФ(ст.

135), предусматривающих ответственностьграждан и юридических лиц по возмещениювреда, причиненного ими путем загрязненияокружающей среды при проведениисоответствующих видов деятельности.

Источник: https://studfile.net/preview/7173140/page:23/

Экологическое страхование: виды, формы, проблемы развития

Экологическое страхование определяется как

В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов — источников повы­шенного экологического риска — за причинение ущерба треть­им лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварий­ного) загрязнения окружающей среды и экономическое стиму­лирование таким образом предотвращения данного загрязне­ния. Цель экологического страхования состоит в наиболее пол­ной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба.

Ущерб окружающей среде, населению, хозяйству, вызванный авариями промышленных предприятий, чрезвычайно ве­лик: его доля в общих потерях от загрязнения окружающей среды достигает 25—30 %.

Возмещение этого ущерба в странах с рыночной экономикой осуществляется в первую очередь за счет владельца предприятий через систему экологического страхования; лишь в случаях катастрофических размеров ущерба к его возмещению может подключиться государство.

Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в “осуществившуюся” позволяет, собрав отно­сительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов, компенсировать “реализованную” опасность, то есть ущерб.

Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам).

Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности (рис. 16,3).

Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдель­ные граждане не участвуют, хотя оно, безусловно, затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии ком­пенсации эколого-экономического ущерба.

Страхование ответст­венности за причинение ущерба предполагает формирование спе­циальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения заг­рязнения окружающей природной среды. Экологическое страхо­вание предусматривает покрытие затрат на ликвидацию послед­ствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим ли­цам, пострадавшим от вредных воздействий.

Рис.16.3. Виды и формы экологического страхования и источники

страховых выплат

Экологическое страхование может осуществляться в добро­вольной и обязательной форме.

Добровольное страхование осуществляется на основе догово­ра между страхователем (субъектом хозяйствования) и страхов­щиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведе­ния устанавливаются согласно Закону “О страховании”, конк­ретные условия определяются в договоре страхования.

Обязательное страхование происходит в соответствии с за­коном. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательному страхова­нию подлежат предприятия, внесенные в утвержденный в зако­нодательном порядке перечень экологически опасных объектов.

Так, по данным штаба Гражданской обороны г.

Минска, в промышленном производстве столицы применяются три вида сильнодействующих ядовитых веществ — аммиак, хлор и соля­ная кислота, единовременные запасы которых составляют соот­ветственно около 290, 43 и 184 т.

В зонах возможного химичес­кого заражения проживает 29 % населения Минска, то есть око­ло полумиллиона человек. Время испарения аммиака может достигать 27 ч, хлора — 30, соляной кислоты — 570 ч.

Наибольшую потенциальную опасность для населения в случае аварии представляют 5 объектов.

На очистной водопроводной станции ПО “Минскводоканал”, расположенной в районе промузла ТЭЦ-4, хранится до 40 т хлора. Однако специалисты утверждают, что весь запас ядовитого вещества может попасть в атмосферу только в случае диверсии.

При технической аварии (разгерметизации контейнера) выброс этого газа составит не более 1 т. Максимальная расчетная глуби­на поражения — 5 км. В зависимости от направления ветра в зо­не поражения могут оказаться до 160 тыс. человек.

На первом месте среди предприятий, располагающих запаса­ми аммиака (до 85 т единовременно), находится ГП “Минский мясокомбинат”. Здесь максимальная глубина возможного пора­жения — 5 км, в зоне поражения могут оказаться до 218 тыс. че­ловек. Немалую опасность представляет собой и АП “Крыница” (ул.

Радиальная). Запасы аммиака на этом предприятии дости­гают 26 т, глубина поражения — 4,4 км, жертвами могут стать 116 тыс. человек. На третьем месте — гормолзавод № 3 (ул. Солтыса). В случае аварии 18 т аммиака распространятся на глуби­ну 1,8 км, на зараженной территории могут оказаться 22 тыс. человек.

Кислоты при меньшей глубине поражения представляют большую опасность вследствие высокой концентрации. Наи­большие объемы соляной кислоты использует Минская очис­тная станция аэрации ПО “Минскводоканал”, расположенная в промузле Шабаны.

Запасы кислоты достигают здесь 60 т, глубина поражения — до 5 км, в зоне возможного поражения проживают 62 тыс. человек. На втором месте (до 50 т соляной кислоты) — КП “Минский мотовелозавод”. Стоит учесть, что это предприя­тие расположено в одном из центральных районов города — на Партизанском проспекте.

По оценкам специалистов, в зоне по­ражения могут находиться до 33 тыс. человек.

Пожароопасными являются около 13 объектов: ТЭЦ, пред­приятия, использующие в производстве лаки, краски, бензин, дизтопливо. Радиационную опасность для Минска представляет один объект — АНТК “Сосны”.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов уста­навливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Бела­русь “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.

В нем впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст. 25).

Теперь организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведе­ние данного вида страхования.

Однако вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в нашем законодательстве.

Возможно, первоначально целесообразно поставить вопрос о введении добровольного экологического страхования и провести соответ­ствующие эксперименты на отдельных территориях, для чего составить банк данных всех производственных объектов с ранжированием их по степени экологической опасности. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы:

—особо опасные — группа “А” (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) — должны подлежать обязательному страхованию;

—опасные — группа “Б” (с вероятностью аварий на уровне 0,085) — решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы;

—малоопасные — группа “В” (с вероятностью аварий на уровне ,059)

— страхуют риск экологических аварий на добровольной основе.

Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды.

Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей.

Обязательное экологическое страхова­ние будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств.

Естественно, создание системы страховых природоох­ранных фондов должно быть многоэтапным, ориентированным на их реальные экономические возможности.

Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд, выступающий в роли страховщика.

Для организационно-методического обеспечения системы экологического страхования, как отмечают специалисты, необходимо принятие следующих мер:

♦ выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы (как следует из мирового опыта, объектами экологического страхования в первую очередь должны быть предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтяной промышленности, трубопроводный транспорт, объекты железнодорожного транспорта, а первоочередными регионами — территории с наибольшим сосредоточением отмеченных источников повышенного экологического риска);

♦ инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска, исходя из учета износа оборудования, состояния природоохранных объектов, возможного объема и состава залповых выбросов (сбросов) в окружающую среду, особенностей реципиентов в пределах возможной зоны воздействия последствий аварий (численность населения; особенности природных объектов, сельскохозяйственных угодий, социальной инфраструктуры и т.п.);

♦ разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию (объекты обязательно­го страхования — события, наступившие в результате аварий или стихийных бедствий: сверхлимитное загрязнение окружаю­щей среды, переполнение или разгерметизация хранилищ твер­дых и жидких отходов, протечка или разливы вредных веществ из-за аварий хранилищ или транспортных систем, аварии на очистных сооружениях и пыле-газоулавливающих устройствах);

♦ разработка ставок страховых премий и сумм, выплачиваемых страховщиком (страховым фондом) в пользу третьих лиц при наступлении страхового события (это наиболее сложная задача, предварительным условием решения которой является оп­ределение “мощности” страховщика, то есть максимальной способности страхового фонда компенсировать ущерб от страховых событий за рассматриваемый период).

Весьма важно для экологического страхования также кон­кретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам. За рубежом возмещают затраты третьих лиц на очистку загрязненной территории (акватории), на восстановление здо­ровья пострадавших людей и восстановление нарушенных эко­систем, затраты на эвакуацию населения и т.п.

Необходима и разработка нормативов компенсационных затрат при наступле­нии соответствующих страховых событий, а также типовых правил применения скидок со страховых сумм с учетом масшта­бов страховых событий, затрат виновника аварии и т.д.

Во всех случаях должен страховаться не весь ущерб, возникающий вследствие аварии у самого виновника, поскольку это уменьшает заинтересованность предприятий в снижении экологическогориска.

В связи с этим актуальной является разработка нормативно-правовой базы по возмещению вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, а также юридическим лицам вследствие возникновения чрезвычайных экологических ситуаций.

Отсутствие такой базы вызывает необходимость применения норм гражданского права с целью хотя бы частичного возмещения вреда.

Однако Гражданский кодекс регулирует лишь общие вопросы возникновения подобных “деликатных” обстоятельств без строгого учета самой ситуации и источника ее возникновения, а природоохранное законодательство, включая законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “Об охране окружающей среды”, также не дает четких рекомендаций на этот счет. Данный законопроект содержит статьи “Обязанность возмещения вреда, причиненного нарушением природоохранного законодательства” и “Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным состоянием окружающей среды”, но они декларируют лишь общие положения и указывают, что возмещение вреда в обоих случаях производится в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь. Это говорит о настоятельной потребности в дальнейшей разработке правовых норм и принятии самостоятельного закона о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями, который конкретизировал бы нормативно-правовые положения компенсации эколого-экономического ущерба.

Таким образом, реализация стратегии экологической безопасности требует дальнейшего совершенствования законодательных основ природоохранной деятельности, обеспечивающих необходимую научно-методическую и нормативно-правовую базу для создания системы экологического страхования. Это большая и сложная работа, однако ее актуальность в условиях перехода к рынку несомненна.

Экологическое страхование будет стимулировать снижение риска экологически опасных аварий путем соответствующей дифференциации страховых премий, осуществления экологического аудита предприятий страховыми фондами, повышения заинтересованности самих территориальных страховых экологических фондов в реконструкции наиболее опасных объектов, финансировании создания экологически совершенных технологий и т.д.

Раздел4

Предыдущая49505152535455565758596061626364Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1278; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-59776.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.