Что делают из отработанного моторного масла

Содержание

Куда девать отработку: 9 способов использования

Что делают из отработанного моторного масла

Здравствуйте, уважаемые читатели!

При техническом обслуживании (ТО) автомобиля часто возникает необходимость поменять моторное масло.

Слив отработанного моторного масла

Если ТО проводится в автосервисе – механики сливают отработанную жидкость (или просто – отработку) в специальную тару и сдают ее на переработку. Однако есть водители, которые меняют масло сами. Его сливают в специальную тару (например, канистру или бочку).

Сливать моторное масло куда попало (например, на землю) нельзя, так как отработка токсична и навредит экологии. Между прочим, в Европе нарушение этого запрета карается большими штрафами.

Итак, вы слили отработку, но куда же ее девать? Рассмотрим несколько способов ее использования.

Избавляемся от отработки

Есть пара способов избавиться от слитого масла:

1. Обратиться в компанию, которая утилизирует промышленные отходы. За услугу придется заплатить. Учтите, что не везде есть такие организации и большинство из них не работает с малыми объемами и физ. лицами.

Автоцистерна с отработанным маслом

2. Продать отработку. Скупкой такого масла занимаются как специализированные компании, которых в нашей стране совсем немного, так и частные лица, делающие на этом бизнес.

Большинство организаций закупают отработанную жидкость только в больших объемах, но при этом дают за нее больше (в расчете руб./л), чем частники. Так что скупая отработку подешевле, перекупщики оптом сдают ее в компании и навариваются на этом.

Применение отработанного масла в быту и на производстве

Далеко не всегда слитое масло утилизируют. Оно может пригодиться для решения как производственных, так и бытовых задач:

Способ 1.Переработка на заводе. На заводе отработку очищают, из нее добывают базовый состав (как правило, очень хорошего качества). Потом полученный состав добавляют в новое масло. И, вуаля, жидкость, прослужившая немалый срок службы, снова на прилавке.

Такая переработка менее затратна, чем изготовление автомобильных масел из нефти и нефтепродуктов, и естественно, выгоднее для производителей моторных жидкостей.

Способ 2.Применение отработки в промышленности. Конечно, автомобили требуют чистого и качественного моторного масла. Поэтому его приходиться менять через каждые 10000-15000 км.

Однако есть машины (например, комбайны, тракторы и др. сельхозтехника), которым подойдет отработанная моторная жидкость. Перед применением она проходит фильтрацию и обогащается необходимыми присадками.

После фильтрации отработки и добавления в нее присадок такой продукт можно использовать в сельхозтехнике

Способ 3. Смазка для подвижных механических деталей. Отработанным моторным маслом можно смазывать различные агрегаты на промышленных предприятиях и в быту.

Например, на станциях техобслуживания отработка сгодится как смазка для деталей автомобилей: петель, замков, гаек и т.д. Также ею смазывают велоцепи, электро- и бензопилы (хотя это спорный вопрос с точки зрения эффективности ).

Способ 4. Горючее средство для обогрева. Так как масло хорошо и долго горит, его часто применяют в печах и отопительных котлах (в частных домах, гаражах, бытовых помещениях).

Способ 5. Средство от коррозии. С целью защиты от коррозии маслом, которое слили с двигателя, можно обрабатывать металлические трубы и хомуты, колесные арки, полости порогов и днища автомобилей. Перед этим убедитесь, что в них нет сквозных дыр.

В сельской местности так обрабатывают металлические инструменты и инвентарь перед консервацией на зиму.

Способ 6. Защита деревянных конструкций. Пропитанные отработанным маслом деревянные сваи, заборы, фундаменты, столбы или др. конструкции будут защищены от грибка, насекомых-паразитов, гниения и разрушения.

Из-за токсичности такой пропитки ее не рекомендуется применять в закрытых жилых помещениях. Кроме того, своременные защитные средства порой превосходят отработку по эффективности, декоративным свойствам и запаху.

Отработанное масло защищает древесину от грибка, насекомых-паразитов, гниения и разрушения

Способ 7 . Использование отработк при кровельных работах. Битум часто используется при проведении кровельных и монтажных работ.

Его использование позволяет герметизировать швы перекрытий, предотвратить попадание влаги внутрь строительной конструкции.
При замешивании битума нередко используется отработанное машинное масло, выступающее в качестве пластификатора. Или в качестве защиты от пацанов, бегющих по крышам гаражей ).

Такие битумные смеси способны эффективно пачкать юных хулигантов в течние 5-8 лет после нанесения.

В настоящее время данный метод применения отработки является одним из самых эффективных способов его утилизации.

Однако в некоторых случаях отработанное масло может привести к негативным последствиям. Поэтому перед началом работ следует внимательно ознакомиться с особенностями и основными требованиями к применению отработки.

Способ 8. Варварский. С советских вермен, когда никто не задумывался над экологией, одним из распространенных способов использоваиня отработки было проливание почвы на тех участках, где не должна расти трава (дорожки, отмостка).

Способ был эффективный, но вся эта отработавшая гадость проникала в почву и попадала в грунтовые воды, которую добывали для питья и других хозяйственных нужд. Сейчас экология – один из ключевых вопросов.

Поэтому так применять отработку мы категорически не советуем. Это – преступление!

Способ 9. Теплоноситель. Такой способ годится для самодельщиков, которые с минимальными вложениями пытаются сделать отопление для небольших бытовых помещений, дачных домиков, гаражей и т.д.

Этот способ хорош, но продукты износа мтеаллических деталей способны засорить теплопровод. Очищать его – еще та задача… Поэтому над таким способом стоит хорошенько подумать.

Как видим, даже отработанное моторное масло может в некоторых случаях пригодиться.

А какие применения отработки известны вам? Пишите в комментах:)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5db80b6a98fe7900ad127d7a/kuda-devat-otrabotku-9-sposobov-ispolzovaniia-5ea7ec3131870262df86bf24

Отработанное масло: вторая жизнь после замены

Что делают из отработанного моторного масла

При десятках миллионов зарегистрированных автомобилей, несложно подсчитать приблизительный оборот моторного масла в стране. Количество заливаемых расходников во время ежегодного технического обслуживания составляет не менее 150 млн. литров.

Оставим подсчет прибыли коммерческим структурам. Нас интересует, куда девается отработанное масло, причем в точно таких же количествах. 

Все знают про услугу «бесплатная замена» при покупке масла в магазине. Откуда такой аттракцион невиданной щедрости, если прибыль от продажи не такая уж высокая?

Тем более что утилизация отработанного масла также требует затрат, а за слив этой жидкости в грунт предусмотрены высокие штрафы.

В чем секрет? Оказывается, отработка – это товар, который достается сервисным центрам совершенно бесплатно.

Что делают с отработанным маслом?

Представьте себе СТО средней проходимости, или пост по замене масла при автомагазине. Проходимость – минимум 10 машин: это 30-50 литров отработки в день. Куда она девается?

В начале 90-х годов, когда импортные автомобили (пусть и б/у) заполонили российские дороги, владельцы старались заливать в них импортные масла, которые уже можно было купить (правда, в 2-3 раза дороже отечественных аналогов). Так вот, с утилизацией отработанных масел тогда проблем не возникало.

У ворот СТО всегда «дежурили» владельцы «Жигулей» и «Москвичей», которые за символическую сумму покупали слитое из иномарки масло, и с удовольствием заливали его в свои старенькие моторы.

Сегодня, уважающие себя водители, «объедки» с иномарок не используют, поэтому прием отработанного масла организован в промышленных масштабах.

Сервисные центры заключают договор с профильными предприятиями, и проблема, куда сдать отработанное масло, ложится на плечи заготовителей.

Чаще всего, подобные организации располагают собственным парком автоцистерн, и самостоятельно забирают отработку по мере ее накопления у клиента.

Далее, пункты приема используют полученный материал для получения коммерческой прибыли.

Прямое использование отработки

В каком бы состоянии не было масло, оно является нефтепродуктом, базовые свойства которого никуда не деваются. Как минимум, это горючий материал.

Использование в качестве топлива

Существует множество промышленных и самодельных печей, работающих на отработке. В принципе, ничего нового тут нет: мазутные котельные изобретены более ста лет назад, и успешно работают по сегодняшний день.

Переработка отработанного масла не требуется: это тот же мазут, только более жидкий. Достаточно немного разогреть состав, и подать его в зону горения с небольшим давлением.

Именно по такому принципу работают форсунки с отработкой.

Разумеется, такой агрегат требует определенных настроек, как минимум, под различную плотность отработанного моторного масла.

Однако минимальная стоимость топлива сводит на нет все недостатки технологии.

Водоотталкивающая пропитка

Любой нефтепродукт не вступает во взаимодействие с водой. Соответственно, смазочные материалы защищают от коррозии и окисления. А почему не использовать эти свойства в деревянных конструкциях?

Это еще один вариант, куда деть отработанное масло. Составом пропитывают шпалы на железной дороге, деревянные фундаменты, сваи, опоры электропередач.

Разумеется, экологичность такого способа вызывает сомнения. Но если выполнять работы по технологии, и не применять пропитку бесконтрольно, это не противоречит строительным нормам и правилам.

Пропитка деревянных изделий отработкой защищает не только от влаги. Внутри дерева создается «мертвая» среда, в которой не поселится жук короед или гнилостные бактерии. Вот вам и дополнительный бонус.

 
Также отработка добавляется в гудрон, делая его менее вязким. Плюс – снижение себестоимости продукта. Обмазка наносится на поверхности, которые необходимо защитить снаружи от воздействия влаги.

Кроме того, разбавленный гудрон является товаром, он пользуется спросом у строительных бригад.

Такой гудрон применяется еще и при производстве асфальтобетонной смеси при строительстве новых дорог.

Переработка отработанных масел

Прямое использование отработки может показаться нерациональным. Да и не поглотит рынок стройматериалов такие объемы, а котельные на мазуте стремительно вытесняются более экологичными установками. Все-таки, черный дым от горящего масла не только наносит вред природе, но и выглядит, мягко говоря, не эстетично.

Чтобы не искать недорогие способы, как утилизировать отработанное моторное масло, его можно подвергнуть регенерации.

Первый этап – грубая очистка. В использованной смазке содержится большое количество грязи, шлаков, кислот и воды. Жидкость механически очищается с помощью мембранного фильтра (аналогичное приспособление есть в каждом автомобиле).

Самодельный перегоночный аппарат для отработанного масла — видео

После удаления грубых частиц, производится более тонкая очистка, после которой удаляются самые мелкие примеси. На этом этапе может применяться нагрев, и другие физические способы воздействия: например, сепарация.

Затем наступает очередь химической обработки, в ходе которой отделяются (или как минимум нейтрализуются) различные присадки. Сразу оговоримся, что 100% очистка невозможна, поскольку отработанные масла относятся к различным сортам и брендам, и состав присадок заранее неизвестен.

Тем не менее, после окончания цикла получается вполне качественное базовое масло, которое можно использовать повторно. Даже с учетом затрат на регенерацию, его себестоимость несравнима с ценой первичных нефтяных ректификатов.

Из полученного сырья изготавливаются (вполне легально) новые масла, которые имеют упрощенные характеристики (в сравнение с продуктом, произведенным из первичного состава).

Производители указывают, что в качестве базы использовалась восстановленная отработка. Разумеется, такие смазки можно использовать лишь в менее ответственных и нагруженных узлах.

Кроме того, можно наладить производство дизельного топлива из отработанного моторного масла. Это под силу инвесторам среднего уровня, поскольку стоимость оборудования измеряется миллионами рублей, а доступ к сырью практически неограничен (вам же не придется добывать нефть).

Очистка отработки народным способом — видео


Контрафакт

Мошенники также имеют доступ к современным технологиям, и при определенном вложении средств, можно наладить «производство» поддельных брендовых масел на подпольном заводе. Так что, путь отработки может быть запутанным и даже криминальным. Но это уже забота соответствующих органов.

Куда сдать отработанное моторное масло из своего гаража?

Значительная часть автолюбителей производит обслуживание самостоятельно. В результате в гараже накапливаются емкости с отработкой. О самостоятельной утилизации «в землю» не может быть и речи, это нарушение закона.

Поэтому правильный способ – найти в интернете или газетах объявление о приеме отработки. Высокую цену вам никто не даст, зато сами приедут и заберут ваши полные канистры.

Налицо двойная польза: и от токсичных отходов избавились, и появилась небольшая сумма обмыть техническое обслуживание с коллегами по гаражному кооперативу.

Источник: https://prosmazku.ru/polezno-znat/otrabotannoe-maslo

Отработанное моторное масло, что с ним делать – Масла двигателя

Что делают из отработанного моторного масла

Многие автомобилисты, предпочитают самостоятельно производить ремонт своего транспортного средства, на даче, в гараже.

Во-первых, они точно знают что работа сделана качественно и надежно, с установкой оригинальных запчастей и заправкой качественной смазывающей жидкости. Во-вторых, идёт огромная экономия денег, отказ на услуги квалифицированного мастера.

Поменять автомобильное масло в двигателе, в принципе, не составляет никакого труда, но встаёт вопрос, куда сдать отработанное моторное масло?

Что делают с отработанным автомобильным маслом

В том случае, если владелец автомобиля производит замену моторного масла в профессиональных, специализированных автосервисах и ремонтных мастерских, то нет необходимости думать об утилизации отработанной смазывающей жидкости. У хозяина транспортного средства не возникает с этим никаких проблем. Все сделают за него.

Единственный минус такой замены и работы является то, что хозяин автомобиля не может контролировать весь процесс. Соответственно была произведена смена масла двигателя или не была, он знать не может. Остается только одно, поверить словам дилеров и менеджеров, которые производили замену и надеяться, что это правда.

Именно поэтому, если автомобиль находится не на гарантии, многие владельцы транспортных средств стараются произвести замену отработавшего свой срок и пришедшего в негодность моторного масла самостоятельно, в гаражных условиях.

В том случае, когда владелец транспортного средства производит смену автомобильного моторного масла в гаражных условиях лично, в процессе работы встает один важный вопрос о дальнейшей судьбе «отработки». Конечно же мало кто задумывается о загрязнении и экологичности, поэтому выливают отработанное и пришедшее в негодность масло куда попало.

Из-за того, что любая моторная жидкость имеет в своем составе химические компоненты и в консистенцию входят всевозможные присадки, примеси и нефтепродукты, которые вредны для окружающей среды, просто слить его в грунт нельзя. Даже при условии, что жидкость проработала в автомобиле приличный срок, ее годность истекла или со временем некоторые консистенции и свойства потеряли свои качества.

В процессе длительного использования масла, в двигателе образуются всевозможные вредоносные вещества, нагар, шлаки и шлам, которые после очистки маслом оседают в нём, осадком.

При взаимодействии с водяной или грунтовой средой, опасные нефтяные вещества попадают в окружающую среду, организмы животных и рыб отправляются ими.

К примеру, если в водоем попадет хотя бы одна канистра отработанной смеси (около 4-5 литров жидкости), тогда 3500 л воды будут поражены. В будущем эта вода попадает в пищу.

Конечно же, тому кто будет сливать отработку моторного масла в почву или воду ничего не будет, так как за это не предусмотрено штрафов. Но всё же это экология, здоровье людей, животных и растений, поэтому не следует этим злоупотреблять и производить такие действия.

Во что сливать и как хранить отработанное масло

Даже несмотря на то, что после того как автомасло отработало свой срок службы или пришло в негодность, его консистенция всё равно выделяет химические вещества. Эти выделения относятся к продуктам опасных грузов и категорий. Именно поэтому, перед тем как приступить к самостоятельной замене масла и слить отработанное, необходимо подготовить для него емкость.

Изначально, непосредственно с самого двигателя, лучше всего сливать отработку в широкий и глубокий поддон. Делается это во избежание разбрызгивания и попадания его на руки и кожу работника.

Следующий шаг это переливание из поддонов в резервуар временного хранения. Для него подойдет старая, пластиковая канистра от любой жидкости, цистерна, бочка или любая другая ёмкость, которая находится в исправном состоянии (нет повреждений). Так лубрикант не окислится и не произойдет утечки в окружающую среду.

Кроме всего прочего, важно помнить, что на резервуар хранения не должны попадать прямые солнечные лучи, которые способны со временем повысить температуру емкости.

Рекомендуется хранить в помещении с повышенной температурой воздуха.

Все вышеперечисленные факторы способны вызвать у отработанной жидкости химическую реакцию, после которой произойдёт испарение и будут выделяться вредные пары. Дышать имя опасно для здоровья человека.

Не лишним будет нанести на канистру с отработанной смесью маркировку, чтобы по невнимательности или растерянности, случайно не использовать ее и не залить в двигатель повторно.

Отработанное моторное масло на переработку

В настоящее время многие компании организовали пункты приема отработанного масла двигателя, во многих городах и населенных пунктах. Приём осуществляется за деньги. Поэтому владелец транспортного средства, который осуществил замену смазывающей жидкости мотора самостоятельно, может ещё и немножко заработать, на продаже старой, абсолютно ненужной и вредной, слитой смеси.

Такие действия предприятия производят с целью дальнейшей перегонки и обработки жидкости, как вариант в топливо.

Но к сожалению, занимаются таким видом деятельности только крупные нефтеперерабатывающие компании.

Всё что требуется от владельца транспортного средства — это оставить заявку в интернете, менеджерам компании. Останется только дождаться звонка и курьера, который заберет отработавшее свое масло.

К сожалению такие предприятия скупают большие объемы, минимум 50 л и из-за 4 литров жидкости смысла оставлять заявки нет. Это просто нерентабельно.

Конечно же плата осуществляется чисто символическая, около 5, 10 рублей за 1 литр отработки, поэтому сильно обогатиться не получится. Зато не придется ломать голову куда ее деть.

Утилизация

Можно также прибегать к методу утилизации. Есть множество компаний которые занимаются утилизированием отработанного моторного масла. Они специфичны и у них существует несколько отрицательных особенностей.

Во-первых, владельцу транспортного средства, который сам произвел замену моторного масла в двигателе своего автомобиля, нужно будет заплатить какую-то сумму.

Во-вторых, необходимо затратить какое-то время, для поиска такой фирмы.

Применение в быту

Кроме отрицательных свойств отработанного моторного масла у него есть и положительные. Именно поэтому, некоторые владельцы транспортных средств, которые производят замену жидкости в гаражных условиях самостоятельно, оставляют старую, ненужную смесь и применяют ее:

  • смазывают днище автомобиля, водопроводные трубы, опоры столбов или другие металлические поверхности, которые подвержены ржавлению и гниению. У отработки остаются антикоррозийные свойства;
  • смазываются деревянные конструкции дачных строений. Будет предотвращать гниение, старение и разбухание. Это достигается благодаря влагоустойчивой пленке, которая образуется в процессе обработки;
  • можно смазывать цепь бензопилы;
  • можно использовать в отоплении дома, для этого необходимо дрова пропитать отработанным маслом и после этого дать им немного просохнуть. Выложить в топку и разжигать печь или камин;
  • используется в качестве топлива для систем котлового отопления;
  • использовать как смазку в замочных скважинах, замках или других любых деталях, требующих этого.

Итог

Существует множество способов применения и утилизации отработанной, пришедшей в негодность, смазывающей жидкости. Самое главное, что окружающая среда при этом безопасна от действий человека и экология не нарушается.

Источник: https://masladvig.ru/otrabotannoe-motornoe-maslo-chto-s-nim-delat/

Использование отработки в хозяйстве: 7 интересных способов, рекомендации по утилизации

Что делают из отработанного моторного масла

Надоело выбрасывать отработанное масло, но вы не знаете, где найти ему применение? Тогда вы обратились по адресу! В нашей статье дается семь рекомендаций о том, где можно применить отработку в разных объемах (от 1 литра до 100-литровой бочки). В некоторых случаях за использованный продукт даже можно выручить неплохие деньги. Данные советы будут особенно актуальными для тех людей, у кого в гараже скопилось много отработанного масла.

Вылить

Не самая хорошая идея, однако это лучше, чем хранить отработку в гараже, захламляя свободное пространство. Хотя такими действиями владелец автомобиля загрязняет окружающую природу.

Но в законодательстве на данный момент нет никаких серьезных правовых основ, которые могли бы запретить автомобилистам выливать отработку на улицу (как в Европе), стоит помнить о моральной и этической сторонах вопроса.

Отходы отработанных машинных масел

Отработанное моторное масло имеет токсический состав, убивающий рядом с собой все живое. Если такая жидкость попадет в воду, она спровоцирует массовую гибель рыбы и других подводных обитателей.

Решили вылить отработку — делайте это правильно: на пустыре или свалке отходов, где загрязнение почвы не принесет большого ущерба природе, а вероятность попадания химикатов в водоем будет сведена к минимуму. Большие объемы отработки выливать запрещается!

Сдать на переработку

Что делать человеку, накопившему у себя в гараже несколько канистр или даже бочонков с отработанным маслом? Стоит последовать примеру автомастерских, накапливающих годами использованный продукт в специальных емкостях — его вывозят на заводы по переработке (есть почти в каждом крупном городе), получая за это солидные деньги.

Данный способ имеет несколько существенных преимуществ:

  1. Все абсолютно законно — компании по переработке имеют все необходимые лицензии.
  2. Отдавая масло на переработку, вы заботитесь о чистоте окружающей среды.
  3. Появляется возможность использовать отработанный продукт повторно.

Прием отработанного масла

Что происходит с машинным маслом после попадания на специальный завод по переработке? Все очень просто — оно проходит несколько процедур очистки, затем вновь разливается по бутылкам и продается в качестве дешевого масла. Та же отработка, которая не подлежит восстановлению, используется как горючее на производственных участках. Цены на прием отработки зависят от региона и политики компании, занимающейся переработкой масла.

Использовать для отопления

Сжигание — весьма гуманный способ утилизации отработанного машинного масла.

Да, дым от продукта выглядит достаточно угрожающе, но на самом деле после сгорания большинство смол оседают в печи (или другом отопительном приспособлении), а в воздух выделяется в основном углекислый газ.

Хотя все-таки избавляться от больших количеств машинного масла таким способом не рекомендуется — могут пожаловаться соседи или случайные прохожие.

Использовать отработанное масло в качестве топлива — отличная идея для тех, кто содержит хозяйство или занимается выращиванием овощей в теплицах.

Дрова, политые отработкой, разгораются за несколько минут, так что проблем с растапливанием печки не возникнет, даже если вы используете сырые дрова.

В промышленных теплицах фермеры иногда устанавливают тепловые пушки, работающие на дизельном топливе, разбавленном отработанным маслом.

Пропитывать древесину

Не спешите выбрасывать отработку или использовать ее в качестве топлива, если вы являетесь обладателем деревянного дома или у вас хотя бы есть утварь (лавочки, столы, забор), изготовленная из природного материала.

За годы жизни в дерево начинают проникать вредители, в результате чего оно превращается в требуху. Предотвратить такой сценарий можно путем обработки древесины химическим составом, например, отработанным маслом.

Помимо защиты от вредительства, использованное масло гарантирует защиту деревянного предмета от влаги, грибка и прямых солнечных лучей.

Однако если вы решили обработать таким продуктом жилой дом, то будьте готовы, что первое время в помещении будет неприятно пахнуть.

Так что работу лучше всего проводить за день до отъезда, например, на дачу или в отпуск на море. Также берегите дом от огня — одна спичка, и он вспыхнет, как стог сена.

Один из самых распространенных способов применения отработанного машинного масла.

Учитывая то, что даже использованный продукт сохраняет свои смазывающие качества, его можно использовать для обработки резьбовых соединений, цепей и прочих поверхностей трения, нуждающихся в регулярной смазке.

Вы ведь не забыли, как ваш отец или дедушка на просьбу смазать цепь у велосипеда всегда приносил старую канистру с отработкой?

Смазка цепи отработкой

Но все же отработанное масло годится для смазки далеко не каждого приспособления. Ничего страшного не произойдет, если вы используете его для обработки замочной скважины, навесов на дверях хозяйственных построек, механизма тисков и другого инструмента.

Для смазки цепи бензопилы или тонкой работы над шарнирами дрели отработка не подойдет. В этих целях обычно применяется свежее и качественное минеральное масло.

Если вы увлекаетесь кузнечным ремеслом, то наверняка слышали, что металл станет крепче, если остужать его в масляном составе, например, отработке.

И хотя для тонкой работы такой состав не годится, вы все еще можете придать прочность садовым инструментам (лопаты, грабли, тяпки) или строительным материалам, нуждающимся в повышенной прочности.

При этом не обязательно быть кузнецом и иметь горн, чтобы закалить металл. Если деталь маленькая — хватит и газовой горелки.

Воронение ножа в отработанном масле

Оружейники и любители охотничьего промысла используют отработку, чтобы придать стволам гладкоствольного или нарезного оружия его первоначальный черный цвет.

Такой способ чернения максимально приближен к тому, что используется на оружейных заводах.

И хотя для проведения процедуры требуются определенные знания, опыт и сноровка, результат может превзойти все ваши ожидания — оружие вновь обретет первозданный внешний вид и получит защиту от коррозии.

Заливать в пороги и другие полости автомобиля

Отработанное масло обладает еще одной важной функцией — защитой металлических деталей от коррозии.

Так почему бы не использовать его для обработки порогов, крыльев и прочих полостей автомобиля, которые чаще всего подвергаются воздействию ржавчины.

Все, что потребуется — смазать поверхность горючей жидкостью. Причем, данный способ подходит для обработки как черных, так и цветных металлов.

Обработка детали отработанным маслом продлевает срок ее службы примерно на 5 лет.

Однако помните о правилах техники безопасности при проведении обработки, а также о том, что смазанный металл может легко воспламениться даже спустя несколько недель после нанесения масла.

Если слой будет достаточно толстым, покрытие не утратит свои антикоррозийные свойства даже при контакте с водой (например, во время дождя). Именно поэтому в первую очередь отработкой смазывают пороги.

Использовать в качестве приманки кабанов на охоте

Профессиональные охотники уже несколько десятилетий эффективно используют отработанное масло для приманки кабанов в лесу. Запах солярки приманивает животных, даже если они находятся за несколько километров от его источника.

Чтобы соорудить приманку, можете следовать инструкции, описанной чуть ниже:

  1. Вырываем в охотничьих угодьях яму примерно на 20 литров.
  2. Наливаем в углубление отработку, разбавленную двумя литрами солярки (10:1).
  3. Над ямой вешаем любую веревку, после чего прикрепляем к ней платок, смоченный в соляре.

Ветер довольно быстро распространит запах дизельного топлива по угодьям, так что уже через пару часов к «купальне» явятся кабаны. Увидев масляную лужу, животное не сможет удержаться от того, чтобы не искупаться в ней (отработка убьет всех паразитов на теле кабана). Так что останется лишь подстрелить животное на подходе к приманке.

Как видите, способов применения отработанного масла существует немало.

Источник: https://kraska.guru/specmaterialy/drugie-pokrytiya/ispolzovanie-otrabotki.html

Правовые нюансы использования отработанного масла в производстве. Часть 1

Что делают из отработанного моторного масла

Практика использования отработанного минерального масла в производстве широко распространена на предприятиях нашей страны.

В данной статье разберемся, какие требования предъявляются к отработанным маслам как к продукции, оценим риски такого подхода и постараемся сформулировать идеальные условия, при которых отработанное масло можно считать побочной продукцией, то есть топливом для энергетических установок.

Отработанное масло часто используют на предприятиях в качестве смазочного материала или топлива, однако возникает вопрос: считать его отходом или продукцией? Ведь если это отход, то для обращения с ним нужна лицензия.

Согласно ст. 1 Закона № 89-ФЗ1 отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления и удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим законом.

– Реклама –

Вместе с тем действующая редакция Закона № 89-ФЗ1 не содержит определения «удаление», хотя это один из основополагающих терминов. Это слово пришло в наше законодательство из Базельской конвенции2, ратифицированной Федеральным законом РФ от 25.11.1994 № 49-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 2 Базельской конвенции2 «удаление» означает любую операцию, приведенную в приложении IV к Базельской конвенции. В разделе «В» этого приложения перечислены все операции такого типа с материалами, которые юридически определены как опасные отходы или считаются таковыми, включая:

▸R1: «Использование в виде топлива (кроме прямого сжигания) или иным образом для получения энергии»;
▸R9: «Повторная перегонка нефтепродуктов или иное повторное применение ранее использованных нефтепродуктов».

Базельская конвенция2 не содержит термина «утилизация», только «использование», означающее сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления, в отношении которых получено разрешение или лицензия от соответствующего органа того государства, на территории которого находятся такие места или объекты.

Отметим, что на Шестом совещании в рамках конференции сторон Базельской конвенции (прошедшей в Женеве 9−13 декабря 2002 г.) была сделана оговорка: рассматриваемые в Базельской конвенции материалы не всегда представляют собой отходы. В частности, к отходам не относятся побочные продукты, предназначенные для последующего использования в промышленности.

Да и в целом в Базельской конвенции2 речь идет об отходах, которые не только удаляются за границы предприятия, но и в принципе подлежат перемещению через границы государств.

Статья 50 Модельного закона об отходах производства и потребления3 устанавливает следующие требования к обращению с отработанными нефтепродуктами, включая моторные масла, горюче-смазочные материалы и смазочно-охлаждающие жидкости:

▸Отработанные нефтепродукты, представляющие собой отходы, подлежат особому техническому регулированию в связи с их высокой потенциальной опасностью для окружающей среды.

▸Запрещаются открытое сжигание и сброс отработанных нефтепродуктов в канализационные и дренажные системы.

▸Субъектами системы обращения с отработанными нефтепродуктами являются в том числе хозяйствующие субъекты, использующие отработанные нефтепродукты на собственные технологические нужды.

▸В качестве наилучших доступных технологий утилизации отработанных нефтепродуктов предусматриваются в частности регенерация отработанных масел и их переработка на основе термического крекинга.
▸Порядок сбора, очистки, хранения, утилизации и удаления отработанных нефтепродуктов регулируется нормами специальных технических регламентов государства.

Все масла и смазочные материалы, которые выпускаются в обращение на территории нашей страны, должны соответствовать ТР ТС 030/20124 (с изменениями на 3 марта 2017 г.), действие которого распространяется и на отработанную продукцию (см. пп. 1.1, 1.3).

Отметим, что пп. 1.3, 1,4, 3.8, 4.1 данного технического регламента включены в Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)5.

Вместе с тем согласно п. 1.4 действие ТР ТС 030/20124 не распространяется на продукцию, которая не подпадает под понятия «масло», «смазочный материал», «специальная жидкость», установленные ст. 2 настоящего регламента.

Масло — жидкость нефтяного или синтетического (полусинтетического) происхождения, используемая в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости.

Смазочный материал — вещество нефтяного или синтетического происхождения, облегчающее процесс трения на рабочих поверхностях соприкасающихся деталей, в результате которого уменьшается сила трения и изнашивание поверхности.

Жизненный цикл — этапы (стадии) состояния продукции при выпуске в обращение, обращении, использовании (эксплуатации) и переработке (утилизации).

Отработанная продукция — отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.

Идентификация отработанной продукции — определение принадлежности отработанной продукции к отходам того или иного вида и установление данных о ее опасных, ресурсных, технологических и других характеристиках.

Обращение продукции на рынке — этапы движения продукции от изготовителя к потребителю (пользователю), которые проходит продукция после выпуска ее в обращение.

Обращение отработанной продукции — этапы сбора и переработки (утилизации) отработанной продукции.

Переработка (утилизация) отработанной продукции — процессы завершения жизненного цикла отработанной продукции с целью получения новой продукции.

Паспорт безопасности химической продукции — документ установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителях (поставщиках, импортерах) такой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения химической продукции.

Паспорт качества продукции (отработанной продукции) — документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции (отработанной продукции), полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемой изготовителем.

Из ст. 2 ТР ТС 030/20124

Согласно п. 3.3 ТР ТС 030/20124 идентификация смазочных материалов, масел и специальных жидкостей в целях применения данного регламента проводится по документации.

В качестве нее могут быть использованы технические документы и/или паспорта качества, протоколы испытаний, и/или договоры поставки, и/или спецификации, и/или этикетки, и/или аннотации и другие документы, характеризующие продукцию.

Масла, смазочный материал и специальные жидкости определяет использование продукции в качестве смазочного материала или специальной жидкости.

Идентификация отработанной продукции проводится по следующим признакам:

▸предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов;
▸получена в результате использования продукции по прямому назначению;
▸используется в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.

В п. 3.

8 регламента приведены требования, предъявляемые к обращению с отработанной продукцией: в частности, запрещается ее смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

Также с 1 января 2019 г. введен в действие ГОСТ Р 56 828.42−20186, которым установлены минимальные требования к номенклатуре показателей, характеризующих наилучшие доступные технологии утилизации отработанных масел и используемых при выборе и внедрении технологий.

Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 56 828.42−20186 отработанные масла — это жидкости нефтяного и/или синтетического (полусинтетического) происхождения, использованные в качестве смазочного материала и (или) специальной жидкости, утратившие потребительские свойства, собранные раздельно или в смеси.

В п. 3.

2 данного стандарта указано, что утилизация отработанных масел — это использование отработанных масел после полного или частичного восстановления их первоначальных свойств по первоначальному или иному назначению, а также для производства аналогичной продукции, использования масел в качестве сырья для производства товарных нефтепродуктов или иной продукции.

Пунктом 3.3 ГОСТ Р 56 828.42−20186 установлено, что воздействие на отработанные масла с целью их очистки от загрязнений, в том числе от механических примесей и воды, является подготовкой отработанных масел к утилизации.

А п. 6 ГОСТ Р 56 828.42−20186 прямо установлен запрет на смешение отработанного масла с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок.

При этом согласно подп.

2 того же пункта сжигание отработанных масел осуществляют только в случаях, которые установлены действующими нормативными правовыми актами, регулирующими обращение с отходами, а также в соответствии с ИТС 15−2016 «Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям.

Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов)»7. Сжигание отработанных масел с утилизацией тепла допускается в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, которые регулируют обращение с отходами.

В пп. 9−10 ГОСТ Р 56 828.42−20186 приведены показатели для выбора способа утилизации отработанных масел и иерархия выбора способов утилизации отработанных масел.

Кроме того, в приложении, А к ГОСТ Р 56 828.42−2018 установлены коды продукции, отходы использования которой подлежат утилизации с применением наилучших доступных технологий.

Анализируя этот документ, стоит обратить внимание на то, что, в принципе, сжигание данных веществ возможно, хотя здесь уже установлен прямой запрет на добавление масла к другому топливу, а предварительная очистка может быть расценена как обработка.

В ГОСТ 21 046–20158 даны следующие определения.

Отработанные нефтепродукты — нефтепродукты, утратившие в процессе использования эксплуатационные свойства и слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей или их утилизации.

Жизненный цикл — этапы прохождения продукции через выпуск в обращение, обращение, использование (эксплуатацию) и переработку и/или утилизацию.

Переработка и/или утилизация отработанных нефтепродуктов — процессы завершения жизненного цикла отработанных нефтепродуктов с целью получения других нефтепродуктов.

Из ГОСТ 21 046–20158

Согласно п. 4.2 ГОСТ 21 046–20158, отработанные нефтепродукты, используемые предприятиями для собственных нужд, собирают в соответствии с технической документацией по маркам, сортам, группам или подгруппам.

Также стоит обратить внимание на п. 5.1.

3 данного стандарта, согласно которому при сборе отработанных нефтепродуктов всех групп следует исключить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений, а при сборе отработанных масел групп ММО (моторных) и МИО (индустриальных) — смешивание их с нефтью, бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.

В таблице 2 ГОСТ 21 046–20158 установлены физико-химические показатели качества отработанных нефтепродуктов при их сборе, хранении и сдаче на переработку и/или утилизацию. Аналогичные требования приведены в приложении 3 к ТР ТС 030/20124.

При этом следует помнить, что с 1 сентября 2011 г. большинство ГОСТ не являются обязательными, за исключением ряда случаев (ст. 5, 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ9), к тому же эти документы относятся не к природоохранному законодательству, а к стандартизации.

Как видим, исходя из определений ТР ТС 030/20124 использованное и слитое из системы масло, которое утратило свои эксплуатационные свойства (определенные в паспорте и связанные именно с маслом), никак не может быть применено по прямому назначению как масло или смазочный материал и не соответствует требованиям ТР ТС 030/2012, однозначно является отходом. Однако такое определение не вполне соответствует Закону № 89-ФЗ, поскольку не связано с понятием удаления. Отчасти дело в том, что ТР ТС 030/2012 был разработан и вступил в силу до 2015 г., когда было скорректировано определение термина «отход».

Из приведенного выше анализа следует, что, если вы идентифицировали отработанную продукцию (масло) как отход или не идентифицировали ее иначе (по умолчанию надзорные органы будут считать ее отходом), то должны обязательно передать его на утилизацию.

Требование к передаче на утилизацию может быть установлено производителем и содержаться в сопроводительных документах на продукцию.

Это в интересах производителей, поскольку масла входят в группу № 17 («Нефтепродукты») Перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств10.

Вместе с тем после анализа представленных норм можем сделать вывод, что слитое из систем масло можно использовать как смазочный материал с минимальным риском, если оно соответствует ТР ТС 030/2012 (см. приложение 3). При этом необходимо:

▸собирать сливаемые масла раздельно по видам и маркам;▸устанавливать соответствие эксплуатационных качеств каждой партии ТР ТС 030/2012;▸использовать данное масло исключительно для собственных целей: как смазочный материал для оборудования без дополнительной очистки;▸разработать внутренний документ, в котором будет описан данный технологический процесс;▸вести внутренний учет данных смазочных материалов;

▸не позиционировать слитые масла как отходы во внутренней документации и отчетности.

Источник: https://news.ecoindustry.ru/2021/01/pravovye-nyuansy-ispolzovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.