Адаптация военнослужащих по призыву

Адаптация военнослужащих по призыву к условиям службы

Адаптация военнослужащих по призыву

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ПО ПРИЗЫВУ К УСЛОВИЯМ СЛУЖБЫ

Н.П. ТАТЬЯНЧЕНКО,

кандидат психологических наук, доцент филиала РГСУ в г. Обнинске Научная специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

E-mail: Tat31282@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены три уровня адаптации личности военнослужащего к условиям службы; обозначены факторы, препятствующие процессу адаптации солдат, обоснована необходимость проведения психопрофилактических мероприятий по укреплению адаптационных способностей военнослужащих.

Ключевые слова: военная службы, адаптация, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, психологическая адаптация.

ADAPTATION OF MILITARY MEN ON THE APPEAL TO SERVICE CONDITIONS

N.P. TATYANCHENKO,

the candidate of psychological sciences, associate professor of the Psychology Chair of the branch of the Russian state social university in Obninsk

Annotation. In given article three levels of adaptation of the person of the military man to service conditions are considered. The author designates the factors interfering process of adaptation of the soldier, necessity of carrying psychopreventive actions for strengthening of adaptable abilities of military men is proved.

Keywords: military services, adaptation, social adaptation, socially-psychological adaptation, psychological adaptation.

Трактовка психологической сущности адаптации достаточна разнородна. В частности, В.П. Казначеев дает следующее определение адаптации: это процесс приспособления человека к условиям среды обитания, которую все в большей мере создает он сам в результате преобразования природы, направленный на сохранение, развитие человека и достижения главной цели: прогресса человека [3].

По мнению К. Бернар, адаптация представляет собой совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.

Адаптация — это: 1) свойство организма; 2) процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом; 3) результат взаимодействия в системе «человек — среда»; 4) цель, к которой стремится организм.

Обращаясь к военной психологии, необходимо отметить, что процесс адаптации военнослужащих направлен на достижение состояния устойчивости психической адаптации личности в изменившихся условиях. Это связывают с тем, что деятельность военнослужащих характеризуется воздействием стресс-факторов повышенной интенсивности: прак-

тическим применяем оружия и боевой техники, возникновением перегрузок и задач, превосходящих индивидуальные и групповые возможности, высоким напряжением всех сил военнослужащих [1].

Рассматривая данную проблематику, обозначим несколько уровней адаптации.

1. «Социальная адаптация — один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения» [2].

Под социальной адаптацией военнослужащих понимается знание военнослужащими своих прав и обязанностей, знание и выполнение требований распорядка дня и т.п. Успех социальной адаптации зависит от социального статуса военнослужащего: его возраста, наличия семьи и детей, других биографических данных (А.А. Лукьянец, Ю.С. Синкевич, А.И. Тюрин).

2. Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее

170

Вестник Московского университета МВД России

№ 7 / 2012

¡К ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

полной реализации личностного потенциала [2]. Отметим, социально-психологическая адаптация к условиям службы проявляется в умении военнослужащих устанавливать межличностные отношения, как формальные (деловые — например, с командиром роты), так и неформальные (А.А. Лукьянец, Ю.С. Синкевич, А.И. Тюрин).

3.

Психологическую адаптацию можно определить как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды» [2]. Психологическая адаптация к условиям военной службы проявляется в возможности военнослужащего обращаться к своим внутренним ресурсам и личностным качествам, наличии своеобразной внутренней опоры, помогающей справиться с возникшими трудностями.

Особый интерес вызывают факторы, препятствующие процессу адаптации военнослужащих. Их можно разделить на две группы. К первой группе относятся те, которые связаны с особенностями личности.

Это: общая и специальная подготовленность, характер, темперамент, познавательные и другие психические процессы, функциональное состояние, возраст и т.д.

Однако, такие общественные мотивы, как чувство долга, ответственность, коллективизм могут компенсировать недостаток опыта, замедляющее влияние на адаптацию отрицательных черт темперамента и т.п. Вторую группу составляют те факторы, которые по отношению к личности суще-

ствуют объективно: непосредственные условия боя, сложность и быстродействие техники, необычность и внезапность изменений в боевой обстановке, степень опасности, качества командиров, коллектива [1].

В этой связи возникает необходимость проведения психопрофилактических мероприятий психологом и командирами рот по укреплению адаптационных способностей военнослужащих, предполагающих: недопущение в адрес военнослужащих резких, оскорбительных высказываний, несправедливости; рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специальностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей и т.п.

Подводя итог, обозначим, что для успешной адаптации необходимо научиться управлять своим поведением, приводить в равновесие внутренне состояние с требованиями среды, вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни. У военнослужащих это происходит как на основе приспособления к физическим нагрузкам, так и благодаря совершенствованию нравственных, психологических и физических качеств, способствующих успешному преодолению трудностей.

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбо-вич С.Л., Урбанович А.А., Шабуневич Б.Б. Военная психология и педагогика. Мн., 1999.

2. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып. 40. СПб., 2001.

3.

Казначеев В.П., Лозовой В.П. Некоторые медико-биологические вопросы адаптации человека // Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974.

№ 7 / 2012

Вестник Московского университета МВД России

171

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-voennosluzhaschih-po-prizyvu-k-usloviyam-sluzhby

Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву

Адаптация военнослужащих по призыву

Медин, Р. Н. Психологическое обеспечение адаптации к службе военнослужащих по призыву / Р. Н. Медин, С. И. Огородник.

— Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 58-60.

— URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6623/ (дата обращения: 04.03.2021).

Вооруженный силы, как и вся страна, последние двадцать лет переживают серьезные перемены.

Утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 года и новая Военная доктрина, представляющие собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Одной из ступеней реализации Военной доктрины является формирование высокого профессионализма у военнослужащих.

Вместе с тем происходящие перемены в обществе и российской армии обусловили и углубили социально-психологические и педагогические проблемы, связанные с воспитанием личности военнослужащих и их военно-профессиональной деятельностью в частях и подразделениях.

Особую актуальность приобретает проблема эффективности педагогического обеспечения профессиональной адаптации военнослужащих по призыву. Перемещение из одной социальной среды в другую придает адаптации военнослужащих по призыву особую сложность, которая часто носит противоречивый, конфликтный характер.

К тому же молодой человек, воспитанный в детском саду, школе, ссузе или вузе в основном женским коллективом, и видя в семье главенствующую роль мамы, призываясь на службу, попадает чисто в мужской коллектив, в котором он не знает как себя вести. В молодом человеке женский коллектив воспитывает феминистические черты, что ведет к тому, что он не знает как себя вести в мужском коллективе. В этом состоит еще одна особенность адаптации военнослужащих по призыву. Так же связи с сокращением срока службы повышаются требования к психологическому обеспечению профессиональной адаптации солдат по призыву.

Профессиональная адаптация — это процесс освоения профессиональной деятельности через приобретение практических, теоретических умений и навыков, овладения необходимым объемом знаний для выполнения должностных обязанностей на высоком качественном уровне [1, с. 4].

Профессиональная адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами.

Поступая на работу (службу), человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива, воинского коллектива), тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения [2, с. 89].

Реформирование армии в последние годы привело к ряду позитивных решений, обеспечивающих повышение профессионализма военнослужащих по призыву. В настоящее время военнослужащие по призыву освобождены от несвойственных военных обязанностей, что увеличивает время на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность.

Кроме того, внедряются новые методики обучения военному делу, больше внимания уделяется практическому знакомству с военной профессией. Во многих частях меняется режим труда и отдыха, устанавливаются постоянные интернет-связи с домом, что создает положительный психологический климат при освоении воинской специальности.

В штате всех воинских частей есть должность — психолога. Однако, зачастую это не высококвалифицированные психологи, а вышедшие на пенсию военнослужащие или контрактники, которые только начали получать квалификацию психолога в ВУЗе.

Поэтому они могут не иметь профессионального опыта и не знать особенностей адаптации военнослужащих и специфики работы по данной проблеме.

Вместе с тем остаются нерешенными проблемы эффективной профессиональной адаптации военнослужащих по призыву при переходе их из учебного подразделения в боевое.

Наблюдается отрыв профессиональной и социальной адаптации, не учитывается адаптационный опыт военнослужащего, не ведется дифференцированная работа по профессиональной адаптации.

Адаптация к службе в армии является проявлением общего, универсального явления и процесса, направленного на поддержание гармонии между личностью и социальной средой.

Подчиняясь общим закономерностям социальной адаптации, профессиональная адаптация к службе в армии имеет свои особенности, в основе которых лежат профессиональная деятельность в армии, содержание учебного процесса (в целом всего процесса воспитания и обучения воина), нормы и требования воинского коллектива. Показателями степени готовности к профессиональной адаптации в армии выступают: опыт социальной адаптации, полученный до призыва; степень психологической способности к адаптивным действиям; качество освоения военной профессией.

Адаптация молодых военнослужащих к условиям жизнедеятельности в армии выступает как процесс, который имеет сложную структуру, состоящую из элементов, представленных в виде адаптации к социальной среде воинского коллектива, новой социальной роли, организации учебного процесса, учебно-боевой деятельности, бытовой и досуговой адаптации. Он состоит из диагностики, разработки и реализации модели профессиональной адаптации и коррекции процесса профессиональной адаптации в течение всего срока прохождения службы.

Успешность профессиональной адаптации при переходе на службу в действующих частях достигается при помощи использования различных вариантов модели профессиональной адаптации.

Для солдат-срочников, имеющих высокие адаптационные способности, следует использовать «мягкий» вариант модели профессиональной адаптации, ориентированный на межличностные отношения «солдат — командир — семья».

«Жесткий» вариант модели, основанный на нормативно-нравственной триаде «военный устав — военный долг — ответственность перед семьей (домом в мировом смысле слова)», необходимо применять к солдатам со средними адаптивными способностями.

«Более жесткий» и «очень жесткий» вариант моделей рекомендуется предлагать солдатам с низким уровнем адаптивных способностей, что означает организацию адаптации на принципах, «дисциплина — военная привычка — опыт», альтернативные домашним.

К психологическим условиям обеспечения успешной реализации предложенной модели профессиональной адаптации военнослужащих по призыву следует отнести: учет социального опыта новобранца; степень психолого- педагогической устойчивости призывников к адаптационным процессам; использование для отдельных категорий военнослужащих различных вариантов профессиональной адаптации: встречной, ресурсной, фоновой, принудительной.

Психологи частей так же должны в адаптационный период способствовать созданию благоприятного климата для успешной адаптации призывников к условиям военной службы, предупреждение гибели военнослужащих, суицидальных попыток, самовольного покидания частей.

В целях качественной организации приема военнослужащих пополнения, их социально-психологического изучения и психологического обследования, формирования здорового морально-психологического климата в воинских коллективах и предупреждения правонарушений необъодимо организовывать:

–          проведение методических и практических занятий с должностными лицами, осуществляющими прием военнослужащих пополнения;

–          проведение углубленного социально-психологического изучения и психологического обследования военнослужащих пополнения в период проведения начальной военной и общевойсковой подготовки, предусматривая в расписаниях занятий необходимое время для проведения указанных мероприятий;

–          проведение контрольных психологических обследований при необходимости уточнения достоверности имеющихся в личных делах военнослужащих пополнения результатов их изучения специалистом по профессиональному психологическому отбору военного комиссариата;

–          взаимодействие психологов со специалистами медицинской службы экстренной психологической помощи военнослужащим пополнения, имеющим затруднения в адаптации к условиям военной службы, склонным к девиантному поведению (особенно употреблявшим ранее наркотические и токсические вещества, алкогольные напитки, а также приводы в милицию за совершенные правонарушения);

–          распределение военнослужащих пополнения по подразделениям с учетом рекомендаций специалистов психологической работы в призывных пунктах [1, с. 189].

Благополучное протекание процесса адаптации молодых воинов способствует повышению их общего профессионализм, связанного с признанием ценностей военного труда и социальных ценностей профессии военного. Это поднимает личную значимость освоения военной профессии в ее широком смысле слова.

Высокий уровень профессионализма в конкретной военной специальности может способствовать профессиональной ориентации после службы в армии или при решении вопроса о службе по контракту.

Важно правильно выбрать модель профессиональной адаптации молодого бойца и гибко менять ее варианты на разных этапах службы по призыву.

Литература:

1.                  Корытков В. А. Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в частях противовоздушной обороны Вооруженных сил России. / диссертация на соискание степени к. п.н.– Новосибирск, 2013.

2.                  Маслова, Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД: автореф. дис…. канд. псих, наук / Ж. М. Маслова. — СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010.

Основные термины(генерируются автоматически): профессиональная адаптация, военная профессия, воинский коллектив, призыв, профессиональная деятельность, социальная адаптация, социальная среда, Военная доктрина, военная служба, женский коллектив.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/6623/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.